Вернулся выпускник после отработки, а очередь перенесли
Прошу дать разъяснение по следующему вопросу. Семья из 4 человек с 1998 г. состояла на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прописки (общая площадь двухкомнатной квартиры 46 м2).
В 2000 г. после окончания вуза по обязательному распределению дочь была направлена для трудоустройства в другой город и вынуждена была выписаться. По месту работы жильем обеспечена не была. В 2002 г. после обязательной отработки дочь прописалась назад в квартиру, так и не улучшив свои жилищные условия.
Правомерен ли был исполком принять решение о переносе очереди нашей семьи на 2002 г. (с момента повторной прописки дочери)?
Нина МАКАРЕВИЧ, г. Мозырь
Порядок снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий установлен ст. 47 Жилищного кодекса РБ. Им определено, что с такого учета граждане снимаются в случаях улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также выезда на постоянное проживание в другой населенный пункт, за исключением случаев, если эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы.
Как следует из письма Н.Макаревич, молодой специалист, направленный на работу по распределению в другой населенный пункт, не улучшал жилищных условий по месту постоянного проживания — не получал в постоянное пользование (не приобретал в собственность) жилого помещения по месту временного пребывания.
Кроме того, он выезжал в другой населенный пункт не на постоянное проживание (что также могло бы являться основанием для снятия его с квартирного учета), а только на срок, установленный Положением о распределении выпускников учреждений образования, которые получили профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование по дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (утверждено постановлением Совмина от 14.10.2002 № 1423). В соответствии с ним выпускники высших учебных заведений должны отработать по распределению 2 года со дня заключения трудового договора.
Таким образом, при наличии указанных обстоятельств решение исполкома о снятии молодого специалиста с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать правомерным.
Необходимо также отметить, что и подп. 33.2 п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента от 29.11.2005 № 565 и введено в действие с 8.04.2006 г., далее — Положение № 565) предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства сохраняется за гражданами в случае их выезда на временное проживание в другой населенный пункт в связи с условиями и характером работы или обучением — в течение всего времени выполнения работы или обучения и выбытием по распределению направленных на работу молодых специалистов — на срок работы по распределению.
Согласно п. 32 Положения № 565 решение местного исполнительного и распорядительного органа о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов
Национальная экономическая газета
Выпуск газеты №1(1020) от 05.01.2007