Регулирование деятельности садовых товариществ

Что лучше: жить в комнате, деля кухню, туалет, ванну с совершенно чужими людьми, или иметь свое собственное отдельное жилье в пригороде Минска? Что важнее: статус столичного жителя или возможность жить отдельно, а на работу в Минск ездить на машине или добираться общественным транспортом? Что лучше: однокомнатная "хрущевка" в Минске в долг, или комфортабельная 3-4-х комнатная квартира за те же деньги в паре десятке километров от столицы? Информация о качестве жизни в других городах, поселках и деревнях нашей страны.
Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Новые правила деятельности садовых товариществ

Сообщение Toto (Admin) » Сб дек 20, 2008 11:14 am

САДОВОДЧЕСКИЕ ТОВАРИЩЕСТВА: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28 января 2008 года Президентом Республики Беларусь издан Указ №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». В предлагаемой статье пойдет речь о целях и причинах издания данного законодательного акта, а также будут разъяснены его основные положения.

Необходимость совершенствования правового регулирования деятельности садоводческих товариществ назрела уже давно. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности садоводческих товариществ, в частности, Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 30 января 1989 г. №55, не соответствовали уровню развития данных отношений, а также содержали множественные противоречия нормативным правовым актам большей юридической силы, например, Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее - ГК) и Кодексу Республики Беларусь о земле.

Многочисленные обращения членов садоводческих товариществ в различные государственные органы, в том числе в Министерство юстиции Республики Беларусь, обсуждение проблем регулирования деятельности садоводов в средствах массовой информации, в том числе в юридических изданиях, наглядно показывали, что вопрос создания правовых рамок существования данных юридических лиц надо решать комплексно и оперативно.

К проблемам садоводческих товариществ неоднократно обращался и Конституционный Суд Республики Беларусь. В своем Решении от 26 апреля 2000 г. №Р-97/2000 «О необходимости совершенствования земельного законодательства, касающегося прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков» Конституционный Суд предложил ускорить принятие нового Типового устава садоводческого товарищества, который основывается на новом гражданском и земельном законодательстве, и при необходимости внести компетентным органам государственной власти предложения, предусматривающие более полную законодательную защиту прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков.

В 2001 году Конституционным судом были рассмотрены обращения Совета Ассоциации садоводческих товариществ (кооперативов) «Сад» Минской области, отдельных садоводческих товариществ относительно правового регулирования их организации и деятельности, а также их государственной регистрации и перерегистрации.

В обращениях указывалось, что отдельные исполнительные комитеты рекомендовали садоводческим товариществам провести их реорганизацию в форме преобразования в потребительские кооперативы, ссылаясь при этом на требования Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», согласно которому некоммерческие организации были обязаны до 1 июля 2001 года привести свои учредительные документы в соответствие с этим Декретом, ГК Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Исследовав правовую природу некоммерческих организаций с учетом положений ГК, Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу, что, несмотря на определенную схожесть в правовом регулировании некоторых вопросов организации и деятельности садоводческих товариществ и потребительских кооперативов, садоводческие товарищества могут выступать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций, существование которой допускается ГК, а также Кодексом о земле.

По результатам рассмотрения было вынесено Решение от 27 февраля 2001 г. №Р-108/ 2001 «О некоторых вопросах, касающихся правового статуса садоводческих товариществ», в котором, в частности, было указано на то, что правовой статус действующих садоводческих товариществ и статус потребительских кооперативов имеют определенные различия, заключающиеся в следующем:

• средства садоводческого товарищества образуются из вступительных, членских и целевых взносов членов товарищества и других поступлений в соответствии с действующим законодательством, тогда как средства садоводческого кооператива образуются за счет вступительных, членских и паевых взносов, а также других поступлений;
• садоводческое некоммерческое товарищество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество не отвечает по обязательствам своих членов, хотя бы и связанным с ведением коллективного садоводства, а его члены - по обязательствам товарищества. Садоводческий потребительский кооператив также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В свою очередь кооператив не отвечает по обязательствам своих членов, хотя бы и связанным с ведением коллективного садоводства, а его члены - по обязательствам кооператива, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Это касается обязанности членов кооператива в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. При невыполнении этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;
• наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив».

По мнению Конституционного Суда, выраженному в названном решении, вопросы, касающиеся деятельности садоводческих товариществ, могли бы быть решены и путем подготовки проекта закона о некоммерческих объединениях граждан в области коллективного садоводства и огородничества, определяющего правовую природу и статус таких объединений, их особенности и различия.

Все изложенные обстоятельства и послужили основанием для разработки и издания рассматриваемого нормативного правового акта Президента Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее - Указ №50) садоводческим товариществам предоставлен ряд преимуществ, которых ранее данные юридические лица не имели. В частности, основные средства (объекты общего пользования), приобретенные (созданные) за счет взносов членов садоводческих товариществ, а также в процессе осуществления деятельности товарищества, освобождаются от обложения налогом на недвижимость. При этом под объектами общего пользования понимаются расположенные на земельных участках общего пользования товарищества дороги, воздушные
и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции, водопроводы, водонапорные башни, площадки для временного хранения отходов, общие ворота и заборы, другие объекты, необходимые для ведения коллективного садоводства, то есть осуществляемой членами товарищества деятельности по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур на земельных участках, предоставленных для ведения коллективного садоводства.

При открытии и обслуживании банками текущих (расчетных) банковских счетов садоводческих товариществ плата будет взиматься в размере, предусмотренном для физических лиц.

Садоводческие товарищества освобождены от представления государственной статистической отчетности и являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не предусмотрено законодательными актами.

Так, разрешен вопрос о порядке удаления отходов, образующихся в садоводческих товариществах, а именно: сами товарищества будут утверждать в соответствии с законодательством схемы обращения с такими отходами и заключать договоры на оказание услуг по их удалению с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими соответствующие услуги. При этом тарифы на услуги по удалению образующихся в садоводческих товариществах отходов и водоснабжению, оказываемые садоводческим товариществам, будут определяться облисполкомами и Минским горисполкомом. Соответствующее дополнение внесено в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь».

Кроме того, садоводческие товарищества смогут вести учет доходов и расходов в особом порядке, который будет установлен Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь.

Контроль за деятельностью садоводческих товариществ, а также обязанность по оказанию им правовой помощи возложены на местные исполнительные комитеты, на территории которых расположены садоводческие товарищества, и другие государственные органы.

Указом №50 утверждено Положение о садоводческом товариществе, которым определяются правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации садоводческого товарищества, права и обязанности его членов.

В соответствии с Положением садоводческим товариществом признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества. Данные положения полностью соответствуют нормам ГК, в которых сказано, что для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими законодательными актами, могут создаваться некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Иными словами, перечень возможных форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, является открытым в отличие от возможных организационно-правовых форм коммерческих организаций. Одна из таких форм - садоводческое товарищество, которое:

• является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• имеет печать с его полным наименованием на русском и (или) белорусском языках;
• имеет право объединяться в ассоциации (союзы);
• не несет ответственности по обязательствам членов товарищества. Садоводческое товарищество может иметь в собственности имущество, состоящее из объектов общего пользования и денежных средств.

Источниками формирования имущества являются:

• взносы учредителей, членов товарищества;
• доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности;
• иные источники, не запрещенные законодательством.

При этом следует учитывать, что в соответствии с нормами ГК, а также Положения о садоводческом товариществе данное юридическое лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности товарищества. Доходы и прибыль, полученные в результате такой деятельности, не могут распределяться между его членами, они используются на осуществление текущей деятельности, например, для создания объектов общего пользования, их эксплуатации, ремонта и иных целей, предусмотренных уставом.

В качестве иных источников формирования имущества может выступать, например, имущество, передаваемое в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. №300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи.

Садоводческое товарищество создается по решению учредителей, которое принимается единогласно на собрании учредителей. В качестве учредителей могут выступать дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Учредители товарищества утверждают устав товарищества, образуют органы его управления (избирают их членов) в соответствии с утвержденным уставом, определяют размер и порядок внесения паевых взносов в товарищество, а также уполномочивают одного или нескольких учредителей на представление документов в регистрирующий орган.

Документом, на основании которого действует садоводческое товарищество, является устав, утверждаемый его учредителями. Положение о садоводческом товариществе, утвержденное Указом №50, предусматривает ряд обязательных положений, которые должен содержать устав садоводческого товарищества:

• наименование юридического лица, в котором имеются слова «садоводческое товарищество»;
• место нахождения (определяется местом государственной регистрации);
• цели и предмет деятельности;
• структуру, порядок избрания, состав и компетенцию органов управления, порядок прекращения их полномочий;
• порядок формирования имущества и условия распоряжения им;
• права и обязанности членов товарищества;
• порядок вступления в состав членов товарищества, выхода и исключения из состава членов товарищества;
• порядок и сроки подачи заявлений об отказе от вступления в состав членов товарищества;
• порядок и сроки внесения взносов членами товарищества;
• указание места хранения документов товарищества;
• порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.

В устав могут включаться и иные, не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями создания и деятельности товарищества.

Государственная регистрация товарищества осуществляется районным исполнительным комитетом по месту нахождения земельных участков, предоставляемых для ведения коллективного садоводства.

Так, до обращения за государственной регистрацией учредители товарищества обязаны обратиться в районный исполнительный комитет за подтверждением возможности размещения товарищества на территории района и предполагаемом месте такого размещения.

Для государственной регистрации товарищества в регистрирующий орган представляются следующие документы:

• заявление с указанием в нем, что представленный устав соответствует определенным законодательством требованиям, а также сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах;
• два экземпляра копий устава товарищества и его электронная копия;
• копия документа, предоставляемого районным исполнительным комитетом и подтверждающего возможность размещения товарищества на территории района и предполагаемом месте такого размещения;
• копия протокола собрания учредителей товарищества, содержащего решение о создании товарищества;
• платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
• эскизы печатей в двух экземплярах. Форма требуемого заявления определяется
Министерством юстиции Республики Беларусь.

Для государственной регистрации товарищества, возникшего в порядке реорганизации, дополнительно представляется передаточный акт или разделительный баланс.

Положением о садоводческом товариществе определен также подробный перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав.

Садоводческое товарищество считается созданным со дня его государственной регистрации.

Ряд норм Положения о садоводческом товариществе призван урегулировать земельные вопросы, связанные с деятельностью товариществ. Так, установлено, что земельные участки для ведения коллективного садоводства предоставляются товариществу и его членам в соответствии с законодательством об охране и использовании земель Республики Беларусь. Земельные участки общего пользования товарищества осваиваются за счет средств товарищества. Земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства членам товарищества и находящиеся в границах товарищества, осваиваются за счет средств его членов. Освоение территории товарищества, возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, создание объектов общего пользования товарищества может быть начато после установления в натуре (на местности) границ земельных участков общего пользования товарищества и земельных участков членов товарищества на основании проекта организации и застройки территории товарищества, утвержденного в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и получения товариществом и его членами документов, удостоверяющих их права на земельные участки.

Что же касается регулирования вопросов государственной регистрации создания земельных участков товарищества, членов товарищества, а также возникновения, перехода прав, ограничений (обременении) прав на эти земельные участки, создания капитальных строений (зданий, сооружений) и прав на них, то Положение о садоводческом товариществе содержит отсылочные нормы на порядок, установленный законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (например, Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).

Членами товарищества могут быть дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие предоставленные им для ведения коллективного садоводства земельные участки в границах товарищества на праве частной собственности, пожизненного наследуемого владения или аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Учредители товарищества становятся его членами после государственной регистрации юридического лица.
Положением о садоводческом товариществе предусмотрены следующие права члена садоводческого товарищества:

• избирать и быть избранным в органы управления, участвовать в обсуждении вопросов и вносить предложения на общих собраниях (собраниях уполномоченных), участвовать в принятии решений по вопросам, отнесенным законодательством и уставом товарищества к компетенции общего собрания;
• знакомиться с отчетами председателя правления и ревизионной комиссии товарищества, а также получать от них иную информацию о деятельности органов управления и ревизионной комиссии;
• самостоятельно хозяйствовать на предоставленном ему земельном участке в соответствии с актами законодательства, уставом и правилами внутреннего распорядка товарищества;
• осуществлять в соответствии со строительными, природоохранными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными требованиями законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами и проектом организации, застройки территории товарищества, строительство и реконструкцию садовых домиков, а также хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства;
• распоряжаться находящимися у него на праве частной собственности земельным участком, садовым домиком, хозяйственными строениями и сооружениями в соответствии с законодательством ;
• пользоваться объектами общего пользования в порядке, определяемом уставом товарищества, проектом организации и застройки территории товарищества, правилами внутреннего распорядка товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных);
• распоряжаться плодовой, ягодной, овощной, декоративной и иной сельскохозяйственной продукцией, выращенной на предоставленном ему земельном участке;
• обращаться в суд с требованием о признании недействительными решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления, его председателя, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
• выйти из товарищества по своему усмотрению в любое время независимо от согласия других членов товарищества путем подачи заявления в правление в порядке и в сроки, установленные уставом товарищества. Членство в товариществе прекращается со дня подачи такого заявления.

Член садоводческого товарищества вправе осуществлять и иные права, предусмотренные актами законодательства и уставом.

Член садоводческого товарищества в соответствии с рассматриваемым решением Президента Республики Беларусь обязан:

• выполнять требования, установленные актами законодательства, уставом и правилами внутреннего распорядка товарищества, решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления;
• приступить к освоению земельного участка, предоставленного для ведения коллективного садоводства, в срок и в порядке, установленные законодательством об охране и использовании земель;
• использовать предоставленный ему земельный участок в соответствии с его целевым назначением, выполнять на нем агротехнические мероприятия, осуществлять мероприятия по защите растений;
• своевременно вносить взносы;
• нести субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества в пределах невнесенной им части дополнительных взносов;
• не нарушать права других членов товарищества;
• письменно уведомить правление о переходе к нему права на земельный участок, находящийся в границах товарищества, предоставленный для ведения коллективного садоводства, не позднее 10 дней со дня государственной регистрации этого права.

Также предусмотрена обязанность выполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства и уставом товарищества.

Исключение из состава членов товарищества производится по решению общего собрания. Основаниями для исключения является неоднократное (два и более раза) в течение шести месяцев подряд невыполнение (нарушение) ряда важнейших обязанностей члена товарищества, а также невнесение взносов в течение шести месяцев подряд со дня наступления срока их внесения.

При невыполнении (нарушении) членом товарищества ряда важнейших обязанностей Положением о садоводческом товариществе предусматривается процедура первоначального вынесения правлением товарищества предупреждения. В данном документе указывается срок для устранения допущенных нарушений. Исключение из состава членов товарищества осуществляется на основании материалов, свидетельствующих о том, что после такого предупреждения член товарищества не принял мер к устранению допущенных нарушений в установленный срок.

Лицо, выбывшее из состава членов товарищества, обязано в течение одного года со дня прекращения членства в товариществе произвести отчуждение находящихся у него на праве частной собственности земельного участка, садового домика, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, а в случае нахождения у него земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или аренды - распорядиться садовым домиком, хозяйственными строениями и сооружениями, а также погасить задолженность по взносам и пене. При этом такая обязанность лежит как на тех, кто выбывает из состава членов кооператива по собственному усмотрению, так и на тех, кто выбывает в результате исключения.

Споры между товариществом и его членами, а также споры между наследниками о преимущественном праве на вступление в члены товарищества, споры имущественного характера и споры по вопросам внесения взносов и их расходования товариществом решаются судом. Положением о садоводческом товариществе предусмотрено также право судебного обжалования решения общего собрания об исключении из состава членов товарищества.

К органам управления товарищества относятся общее собрание (собрание уполномоченных), правление. К компетенции высшего органа управления - общего собрания - Положением о садоводческом товариществе отнесены следующие вопросы:

• внесение изменений и (или) дополнений в устав;
• исключение из членов товарищества;
• определение количественного состава правления, избрание председателя правления, казначея товарищества и иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий;
• предоставление полномочий председателю общего собрания на заключение трудового договора (контракта) с избранным председателем правления;
• избрание членов ревизионной, счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
• избрание уполномоченных, а также досрочное прекращение их полномочий;
• утверждение правил внутреннего распорядка;
• принятие решений о формировании и использовании имущества общего пользования;
• утверждение отчетов председателя правления о выполнении ежегодной сметы доходов и расходов товарищества, а также других решений общего собрания (собрания уполномоченных);
• утверждение ежегодных отчетов правления и ревизионной комиссии;
• установление (изменение) размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов членами товарищества, а также порядок приема наличных денежных средств, вносимых в качестве этих взносов;
• установление размеров пени в соответствии с законодательством за несвоевременное внесение взносов и изменение сроков их внесения отдельными членами товарищества по уважительным причинам;
• утверждение схемы обращения с образующимися в садоводческих товариществах отходами;
• согласование штатного расписания товарищества и утверждение размеров оплаты труда председателя правления, казначея и других штатных работников товарищества;
• утверждение ежегодных планов агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ;
• утверждение ежегодной сметы доходов и расходов товарищества, изменений и (или) дополнений, вносимых в нее;
• принятие решений о совершении сделок, об ином распоряжении имуществом, в том числе денежными средствами товарищества, на сумму свыше 50 базовых величин;
• принятие решений о вступлении (объединении) товарищества в ассоциации (союзы) таких товариществ;
• рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) председателя правления, членов правления, членов ревизионной комиссии;
• установление и утверждение размеров вознаграждений, выплачиваемых членам правления, членам ревизионной комиссии и членам счетной комиссии;
• принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, утверждение передаточного акта или разделительного баланса.

Уставом товарищества к компетенции общего собрания может быть отнесено рассмотрение иных вопросов, касающихся деятельности товарищества.

Вопросы, входящие в компетенцию общего собрания, не могут быть переданы на рассмотрение других органов управления товарищества, за исключением собрания уполномоченных, которое может проводиться в целях оперативного принятия решений по отдельным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания.

Собрание уполномоченных имеет право рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, за исключением таких вопросов, как:

• внесение изменений и (или) дополнений в устав;
• определение количественного состава, правления, избрание председателя правления, казначея товарищества и иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий;
• предоставление полномочий председателю общего собрания на заключение трудового договора (контракта) с избранным председателем правления;
• избрание членов ревизионной, счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
• избрание уполномоченных, а также досрочное прекращение их полномочий;
• утверждение правил внутреннего распорядка;
• установление и утверждение размеров вознаграждений, выплачиваемых членам правления, членам ревизионной комиссии и членам счетной комиссии.

Общее собрание (собрание уполномоченных) созывается правлением по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Внеочередные общие собрания (собрания уполномоченных) созываются по решению правления, по письменному требованию ревизионной комиссии, по письменному предложению соответствующего районного исполнительного комитета, по письменному требованию не менее 1/4 от общего числа членов товарищества.

Решение о созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) принимается правлением не позднее семи дней со дня получения требования или предложения.

Предусмотрено обязательное уведомление членов товарищества (уполномоченных) о дате и месте проведения очередного или внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных), которое должно осуществляться в письменной форме посредством почтовой связи или размещения объявления на информационном стенде, установленном на территории товарищества, не менее чем за 15 дней до дня проведения этого собрания.

На общем собрании (собрании уполномоченных) каждый член товарищества (уполномоченный) имеет один голос. Допускается и институт представительства: вместо члена товарищества в общем собрании может участвовать на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь либо председателем правления, его представитель. Передавать свои полномочия другим лицам не могут лишь уполномоченные.

Правление садоводческого товарищества является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию (собранию уполномоченных). Оно избирается общим собранием из числа членов товарищества сроком на три года в количестве не менее пяти человек. Членами правления не могут быть члены ревизионной комиссии, члены счетной комиссии и уполномоченные товарищества.

Правление садоводческого товарищества:

• осуществляет текущее руководство деятельностью товарищества в соответствии с законодательством, уставом товарищества и решениями общего собрания (собрания уполномоченных);
• организует учет членов товарищества, регистрацию и выдачу членских книжек, учет имущества, в том числе денежных средств, его доходов и расходов;
• принимает решения о совершении сделок, об ином распоряжении имуществом, в том числе денежными средствами, на сумму от 25 до 50 базовых величин включительно в пределах утвержденной ежегодной сметы доходов и расходов товарищества;
• согласовывает условия заключаемых гражданско-правовых договоров, за исключением договоров на сумму менее 25 базовых величин;
• обеспечивает ведение делопроизводства в товариществе;
• вносит на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных) предложения об установлении размеров членских, целевых и дополнительных взносов членов товарищества и сроков их внесения;
• разрабатывает ежегодные планы агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ в товариществе и вносит их на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных);
• подготавливает проект ежегодной сметы доходов и расходов товарищества и (или) изменения и дополнения, вносимые в нее, и представляет общему собранию (собранию уполномоченных) для утверждения;
• обеспечивает освоение и использование земельных участков общего пользования в соответствии с их целевым назначением согласно проекту организации застройки территории товарищества;
• обеспечивает содержание объектов общего пользования товарищества в надлежащем состоянии и выполнение планов агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ в товариществе;
• организует контроль за внесением учредителями, членами товарищества взносов;
• контролирует выполнение членами товарищества его устава, решений общего собрания (собрания уполномоченных) и правления, а также правил внутреннего распорядка товарищества;
• определяет в соответствии с законодательством условия трудовых договоров (контрактов) со штатными работниками товарищества;
• созывает очередные и внеочередные общие собрания (собрания уполномоченных), осуществляет организационно-техническое обеспечение их проведения;
• осуществляет подготовку выносимых на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных) вопросов и проектов решений по ним;
• готовит ежегодный отчет о деятельности правления;
• организует охрану территории, имущества товарищества и его членов;
• рассматривает заявления членов товарищества и в пределах своей компетенции принимает по ним решения;
• организует выполнение мероприятий по удалению отходов, образующихся на территории товарищества;
• рассматривает разногласия, возникшие между членами товарищества по вопросам, связанным с реализацией их прав и обязанностей;
• осуществляет контроль за использованием членами товарищества их земельных участков и информирует соответствующий районный исполнительный комитет о нарушениях законодательства об охране и использовании земель, а также о наличии в товариществе незанятых, неиспользуемых, используемых не по целевому назначению земельных участков и вносит предложения об их использовании.

В случае несвоевременного внесения членами товарищества взносов (в течение двух месяцев подряд со дня наступления срока уплаты) либо неисполнения без уважительных причин других обязанностей правление вправе принять решение об отключении таким членам товарищества электроэнергии и воды до выполнения ими обязанностей в полном объеме.

Правление садоводческого товарищества осуществляет также иные полномочия, в том числе и предусмотренные уставом товарищества.

Положение о садоводческом товариществе детально раскрывает процедурные вопросы принятия решений органами управления товарищества, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), а также механизма доведения принятых решений до сведения членов товарищества.

На заседаниях правления председательствует председатель правления, который избирается из членов товарищества сроком на три года. Он подотчетен общему собранию (собранию уполномоченных) и является одновременно по должности руководителем товарищества.

Председатель правления:

• организует проведение заседаний правления;
• распределяет обязанности между членами правления и осуществляет контроль за их исполнением;
• утверждает должностные инструкции штатных работников товарищества;
• осуществляет текущее руководство деятельностью товарищества в пределах полномочий, определенных рассматриваемым Положением, уставом товарищества и трудовым договором (кон¬трактом), заключенным с ним председателем общего собрания в соответствии с законодательством о труде;
• организует исполнение решений общего собрания (собрания уполномоченных), правления;
• совершает сделки, иным образом распоряжается имуществом, в том числе денежными средствами, в соответствии с ежегодными сметами доходов и расходов на сумму до 25 базовых величин, открывает счета в банках;
• без доверенности действует от имени товарищества, представляет его интересы в судах, государственных органах и иных организациях, выдает доверенности на представление товарищества перед третьими лицами, подписывает денежные и расчетные документы, выдает справки;
• заключает гражданско-правовые договоры от имени товарищества с учетом установленных рамок его полномочий по совершению сделок и распоряжению имуществом;
• утверждает штатное расписание товарищества после его согласования общим собранием (собранием уполномоченных);
• осуществляет прием и увольнение работников товарищества;
• издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также в целях реализации решений общего собрания (собрания уполномоченных) и правления;
• применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в отношении штатных работников товарищества.

Председатель правления осуществляет и иные полномочия, в том числе предусмотренные уставом товарищества.

Председатель правления при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах товарищества и его членов в соответствии с актами законодательства и уставом товарищества. Он согласно законодательству несет полную материальную ответственность перед товариществом за ущерб, причиненный товариществу в результате его виновных действий (бездействия).

Положение о садоводческом товариществе также подробно определяет вопросы избрания и полномочий казначея и ревизионной комиссии садоводческого товарищества.

Отдельная глава Положения о садоводческом товариществе посвящена вопросу уплачиваемых учредителями и членами товарищества взносов. Так, для обеспечения деятельности товарищества учредители, члены товарищества вносят следующие взносы:

- паевые - денежные средства, вносимые учредителями, членами товарищества при создании товарищества, используемые на возмещение организационных расходов, оформление документов, связанных с созданием товарищества, и приобретение (создание) объектов общего пользования;
- членские - денежные средства, периодически вносимые членами товарищества, расходуемые на цели, связанные с осуществлением деятельности товарищества, в том числе на оплату труда штатных работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии и членов счетной комиссии;
- целевые - денежные средства, вносимые членами товарищества на основании решения общего собрания (собрания уполномоченных) для реализации ежегодных планов агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ, создания и капитального ремонта объектов общего пользования, а также при необходимости финансирования других мероприятий, утвержденных общим собранием (собранием уполномоченных);
- дополнительные - денежные средства, вносимые членами товарищества на покрытие убытков товарищества.

Учредители, члены товарищества вносят взносы на текущий (расчетный) банковский счет товарищества либо путем передачи наличных денежных средств казначею. В подтверждение внесения взносов на текущий (расчетный) банковский счет товарищества члены товарищества представляют казначею квитанции или иные документы о внесении денежных сумм на текущий (расчетный) банковский счет товарищества.

Прием наличных денежных средств, вносимых учредителями, членами товарищества в качестве взносов, может осуществляться казначеем с использованием приходных кассовых ордеров и квитанций либо по ведомостям установленной формы, которые являются бланками строгой отчетности. Эти ведомости хранятся в товариществе постоянно. Порядок приема наличных денежных средств, вносимых учредителями, членами товарищества, определяется решением общего собрания.

Положение о садоводческом товариществе предусматривает ограниченный срок для внесения паевых взносов учредителями - членами товарищества. Данное действие должно быть выполнено не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества.

Взыскание садоводческим товариществом задолженности по взносам и пене производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов либо других должностных лиц, имеющих право совершать такое нотариальное действие.

Рассматриваемый нормативный правовой акт Президента Республики Беларусь предусмотрел возможные формы реорганизации садоводческих товариществ:

• слияние с другим товариществом;
• присоединение к другому товариществу;
• присоединение к нему другого товарищества;
• выделение из товарищества одного или нескольких товариществ;
• разделение на два или более товарищества.

При этом предусмотрен запрет на реорганизацию садоводческого товарищества в форме преобразования.

Права и обязанности реорганизованного товарищества переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Передаточный акт или разделительный баланс утверждается общим собранием и представляется вместе с уставом (уставами) товарищества (товариществ) для государственной регистрации вновь возникшего (возникших) товарищества (товариществ) или для внесения изменений в устав товарищества.

Члены реорганизованного товарищества становятся членами товарищества (товариществ) - правопреемника (правопреемников).

Товарищество считается реорганизованным со дня государственной регистрации вновь возникшего (возникших) товарищества (товариществ), за исключением реорганизации в форме присоединения.

При присоединении к товариществу другого товарищества первое из них считается реорганизованным со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного товарищества.

Что касается вопроса ликвидации, то товарищество может быть ликвидировано:

• по решению общего собрания в связи с признанием судом регистрации товарищества недействительной в результате допущенных при его создании нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер;
• по решению суда в случаях:
- прекращения прав на земельные участки, предоставленные товариществу и его членам для ведения коллективного садоводства;
- непринятия решения о ликвидации в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта;
осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными и грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям товарищества;
• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В случае ликвидации товарищества права на земельные участки, предоставленные товариществу и его членам для ведения коллективного садоводства, прекращаются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, и районный исполнительный комитет, на территории которого расположено товарищество, принимает решение об их дальнейшем использовании.

Товарищество считается ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении товарищества из этого регистра.

Имущество товарищества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит продаже. Денежные средства, вырученные от продажи этого имущества, а также денежные средства товарищества, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются членам товарищества в равных долях.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» предусмотрена обязанность садоводческих товариществ и иных организаций, созданных для ведения коллективного садоводства до вступления в силу данного Указа, в течение года со дня его вступления в силу привести свои уставы в соответствие с Указом и представить документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, в регистрирующие органы, а также утвердить схемы обращения с образующимися в садоводческих товариществах отходами и заключить договоры на оказание услуг по удалению этих отходов, а также выполнить иные требования в соответствии с изданным нормативным правовым актом Главы государства.

Граждане, которым до вступления в силу вышеназванного Указа были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства, а также граждане, которые приобрели такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным, не противоречащим законодательству способом, не являющиеся членами садоводческих товариществ и (или) не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на эти земельные участки, обязаны в двухмесячный срок со дня вступления Указа в силу обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для государственной регистрации своих прав на земельные участки и вступить в члены действующих садоводческих товариществ либо создать садоводческие товарищества. Невыполнение этого требования является основанием для изъятия указанных земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» в полном объеме вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. До этого времени должны быть приняты необходимые нормативные правовые акты государственных органов, направленные на обеспечение реализации отдельных положений Указа.

Сергей ЗАДИРАН,

начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции

Юстиция Беларуси
№ 7 и 8, 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Изменения в регулировании деятельности садовых товариществ

Сообщение Toto (Admin) » Пн сен 14, 2009 12:19 pm

Садоводам упростили жизнь

С принятием указа №350 от 26 июня 2009 года садоводческие товарищества могут передавать в республиканскую собственность высоковольтные линии электропередачи без предварительного их ремонта. Об этом на заседании круглого стола рассказали представители Минэкономики и ГПО «Белэнерго».

Дачному домику – законный статус

Минстройархитектуры Беларуси до конца года разработает положение, которое определит правила приемки в эксплуатацию дачных домиков. Об этом сообщила 17 июля на заседании круглого стола начальник юридического отдела министерства Антонина Петрушина.

По ее словам, необходимость принятия такого документа вызвана многочисленными жалобами дачников, а также противоречиями, которые возникают при применении на практике указа "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ".

Ранее действовали ведомственные строительные нормы, касающиеся застройки дачных участков, в которых были прописаны размеры садовых домиков, построек, их размещение. Сейчас же все регулируется указом, а там только определено, что домик должен быть расположен в соответствии с пожарными, гигиеническими, природоохранными нормами, правилами земельного законодательства.

Так же, по словам А. Петрушиной, находящееся в разработке положение, определит порядок приемки в эксплуатацию садовых домиков и хозпостроек на дачном участке. Планируется, что принимать объекты будет специальная комиссия, созданная в товариществе. Для этого соответствующие изменения придется вносить в уставы садоводческих товариществ.

Отметим, что окончательно, правила приемки в эксплуатацию дачных домиков будут разработаны до конца этого года.

Кроме того, действующий указ не дает четкого толкования, что следует считать садовым домиком. Отсутствие такого толкования создает некоторые проблемы при регистрации садовых домиков, как объектов недвижимости. Поэтому в этой части указ тоже придется доработать.

Про забор

Что же касается внутреннего распорядка садоводческих товариществ, то, по мнению, заместителя начальника главного управления проектных работ, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры Беларуси Татьяны Пыко, они тоже нуждаются в доработке и усовершенствовании.

Т. Пыко пояснила, что в последнее время у дачников возникает много вопросов касающихся ограждения земельных участков, какими же они, в сущности, должны быть. Дело в том, что в положении допущена изначально была допущена ошибка: написано, что забор должен быть не менее 1,2 м и 1,5 м. Из чего следует, что меньше он не может быть, а больше – пожалуйста.

"Законодательно это не определено, есть спорные моменты в трактовке указа "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ", который регламентирует деятельность дачных поселков. Эти споры будут продолжаться до тех пор, пока не будут внесены изменения в правила внутреннего распорядка. Это позволит снять около 60% жалоб граждан", – сказала Т. Пыко.

Напомним, что типовые правила внутреннего распорядка садоводческих товариществ утверждены постановлением Совета Министров от 21 июля 2008 года №1048 в соответствии с указом от 28 января 2008 года №50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ" и вступили в силу с 7 августа 2008 года.

Новые правила включают противопожарные, санитарные и природоохранные требования, порядок пользования дорогами, водопроводом и иными объектами общего пользования товарищества. Установлены также нормы размещения садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений. Приняты и другие положения, необходимые для осуществления товариществами их деятельности.

Что делать с отходами

Немалой важной проблемой на сегодняшний день является обращение с отходами. В соответствии с указом №350 от 26 июня 2009 года, который вносит дополнения и изменения в указ №50 от 28 января 2008 года "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ", а также в законе "Об обращении с отходами" до 1 августа текущего года все садоводческие товарищества в Беларуси должны разработать, согласовать и утвердить схему обращения с отходами.

Данное положение прокомментировал начальник специнспекции государственного контроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков.

Данная схема регулирует порядок сбора, временного хранения и вывоза мусора. Разрабатывается она на пять лет, согласовывается с территориальными органами Минприроды и городскими, районными центрами эпидемиологии и гигиены.

"Сейчас в этом направлении товарищества ведут работу, и практически все ее завершили. Но здесь есть несколько проблемных моментов. В частности, не все товарищества прошли регистрацию, то есть фактически действуют, но юридические не существуют", – отметил С. Кузьменков. По его словам, в Брестской области зарегистрировано только 429 товариществ, хотя действуют 649, в Витебской – 450 (521), в Гомельской – 776 (884), в Гродненской – 368 (704). Самыми законопослушными оказались «садоводы» Минской и Могилевской областей, тут из всех действующих не осталось ни одного незарегистрированного товарищества.

При этом С. Кузьменков напомнил, за нарушения природоохранного законодательства, в частности за самовольные свалки, нарушители несут административную ответственность. Так, физические лица уплачивают до 50 базовых величин (в настоящее время 1 БВ равняется 35 тыс. руб.), ИП – до 200 БВ, юрлица – до 1 тыс. БВ.

Обязательную регистрацию отодвинули

Говоря об указе №350 от 26 июня 2009 года, вносящем изменения и дополнения в указ №50 "О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ", нельзя не упомянуть о норме, в соответствии с которым все владельцы дачных участков в составе садоводческих товариществ до 1 января 2012 года должны не забыть оформить на них права. Невыполнение этого требования является основанием для изъятия указанных земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Ранее предусматривалось, что этот срок истечет через 4 месяца после вступления в силу указа №50, а именно 7 августа 2008 года. Но этого времени оказалось слишком мало, чтобы люди успели выполнить требование указа.

По словам консультанта юридического управления Минэкономики Антонины Бодиловской, 50,3% владельцев земельных участков в садоводческих товариществах юридически оформили права на эти участки.

Всего же на 1 марта 2009 года в республике зарегистрировано 262,32 тыс. земельных участков.

Нужен только счетчик

А. Бодиловская также отметила, что сейчас значительно упрощен порядок передачи-приема из собственности садоводческих товариществ в республиканскую собственность высоковольтных электрических сетей (воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 10 кВ и трансформаторных подстанций 0,4/10 кВ).

Прием в республиканскую собственность этого имущества будет осуществляться по решению Министерства энергетики в их фактическом состоянии и, в целях обеспечения безопасной эксплуатации низковольтного оборудования электрических сетей, с условием установки садоводческими товариществами выносных распределительных устройств напряжением 0,4 кВ, оснащенных средствами расчетного учета электроэнергии. Если говорить более понятно, счетчиков нужно ровно столько, сколько установлено трансформаторов.

Дело в том, что до принятия изменений садоводческое товарищество должно было понести затраты на приведение своих сетей в исправное техническое состояние, подготовить весь пакет документов в количестве девяти, рассказал начальник управления электрических сетей ГПО «Белэнрего» Валерий Радюк.

Следующий шаг – это передача этих документов в Министерство энергетики, затем уже готовился соответствующий проект постановления Совета министров и осуществлялась непосредственная приемка-передача. «Помимо существенных затрат значительное неудобство доставляли процедурные моменты. Эти моменты были связанны с подготовкой большого количества документов, а так же с внесением соответствующих проектов-документов в органы госуправления и Совмин», – пояснил В. Радюк.

По словам специалиста, на проволочки с документами уходила уйма времени, иногда даже до полугода.

«Сейчас в измененной редакции указа №50 предусмотрено, что прием в собственность Республики Беларусь находящейся в собственности садоводческих товариществ электрических сетей должен осуществляться по решению Министерства энергетики. То есть уже постановление Совета министров не требуется. Теперь садоводческому товариществу достаточно подготовить минимальный пакет документов и уже по осуществлению приемки, в случае необходимости, энергоснабжающая организация обеспечит поддерживающий ремонт этих сетей, для того, чтобы обеспечить безопасность и надежность электроснабжения садоводческого товарищества», – пояснил В. Радюк.

Стоит так же отметить, что необходимый пакет документов был существенно сокращен. Значительно сократились и затраты садоводческих товариществ, которые требуются для осуществления процедуры приемки-передачи.

В заключении напомним, что указ №50, вступивший в силу год назад, освободил садоводческие товарищества от обложения налогом на недвижимость основных средств товариществ, приобретенных или созданных за счет взносов их членов. Документом также предусмотрены установление платы за открытие и обслуживание банками текущих счетов товариществ в размере, предусмотренном для физических лиц; оказание товариществам услуг по водоснабжению по тарифам, регулируемым облисполкомами и Минским горисполкомом. Кроме того, садоводческие товарищества освобождаются от обязательного предоставления государственной статистической отчетности.

Марина БОБЛОВСКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
27 июля 2009

zhydkou
Сообщений: 3
Зарегистрирован: Вс окт 04, 2009 10:33 am
Откуда: Минск

Сообщение zhydkou » Ср мар 09, 2011 7:58 pm

Это всё куча слов, на проактике добиться правды очень сложно.

5ft
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Пн мар 14, 2011 4:57 pm

Сообщение 5ft » Пн мар 14, 2011 5:02 pm

да, интересно что изменится на практике

viktort9t
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Вс авг 21, 2011 1:02 pm
Откуда: Питер

Сообщение viktort9t » Вс авг 21, 2011 1:04 pm

Стоит по размыслить о данных предложениях.
Люблю спорт, здоровый образ жизни, смотреть
детективные фильмы и получать от жизни удовольствие=)

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Дачникам нужно до нового года зарегистрировать свой участок.

Сообщение Toto (Admin) » Ср окт 26, 2011 12:34 pm

Дачникам нужно успеть до нового года зарегистрировать свой участок.

До нового года граждане обязаны подать документы на госрегистрацию дачных участков и своих прав на эти участки. Невыполнение этого требования грозит потерей участка.

Госкомимущество разослало в облисполкомы напоминание о том, что 31 декабря нынешнего года заканчивается срок, который был отведен владельцам незарегистрированных дачных участков на регистрацию этих участков. Требование о регистрации дачных участков и прав на них содержится в указе президента №50 от 28 января 2008 года «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ». Оно касается граждан, которым до вступления в силу этого указа были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства.

Также речь идет о тех, кто приобрел такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным не противоречащим законодательству способом, но не является членом садоводческих товариществ и (или) не зарегистрировал в установленном порядке свои права на эти земельные участки. Самой собой, если у человека есть на руках земельный акт или свидетельство о госрегистрации дачного участка, то второй раз регистрировать участок не надо.

Нормы указа не распространяются и на земельные участки, имеющие иное функциональное назначение. Например, владельцу земельного участка, предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома и расположенного в городе либо сельском населенном пункте, тоже нет необходимости срочно бежать в агентство по госрегистрации и земельному кадастру и регистрировать свой участок.

А вот человеку, который владеет участком в садоводческом товариществе, следует поспешить подать документы на госрегистрацию, если регистрационные документы на участок до сих пор не оформлены. Потому что если он не выполнит требование указа №50, то рискует лишиться своего участка. Это, правда, в теории. На практике же изъять земельный участок в садоводческом товариществе, который человек обрабатывает 15 и более лет или на котором построен садовый домик, довольно сложно. А уж тем более, когда участок был приобретен нынешним владельцем по договору купли-продажи.

В Кодексе о земле есть статья 44, которую может использовать добросовестный садовод для защиты своих прав. Статья гласит следующее: «Граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка, либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в ение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, установленного статьей 36 настоящего Кодекса.

Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога».

Кстати, эту же статью можно использовать в случае возникновения споров относительно границ участка. Такие споры в садоводческих товариществах возникают довольно часто, особенно в старых, которые в начале 90-х прошлого столетия из-за высокой инфляции граждане просто не успели как следует оформить и благоустроить. Как раз в таких садоводческих товариществах и возникают самые большие трудности с регистрацией земельных участков.

Как поясняют в Госкомимущстве, большинство правоудостоверяющих документов на земельные участки в садоводческих товариществах и дачных кооперативах были получены гражданами в 90-х годах прошлого столетия в соответствии с действовавшими в то время техническими нормативными правовыми актами. Согласно этим актам, чтобы удешевить работы и сэкономить средства граждан, допускалось изготовление землеустроительных дел по передаче земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение на все садоводческое товарищество целиком.

Сейчас гражданину нужно оформить свой участок на себя, и тогда он будет его законным владельцем. В дальнейшем, как пишет БЕЛТА со ссылкой на комментарии Госкоимущества, «это позволит дачнику уверенно чувствовать себя на своем земельном участке, распорядиться им в случае необходимости: продавать или дарить, отдавать в залог для получения банковского кредита. Он будет точно знать, где проходит граница участка, чтобы избежать или урегулировать споры между соседями».

Между тем практика показывает, что установление точных границ, а это сейчас происходит с помощью «космической съемки», как раз и влечет за собой множественность споров между садоводами. Споры неизбежны независимо от того, какое решение принимает садоводческое товарищество: закрепить границы, сложившиеся в процессе длительного использования участков, или установить новые в соответствии с проектом планировки территории товарищества.

Чтобы минимизировать проблематику, связанную с необходимостью зарегистрировать дачные участки, Госкомимуществу, может, следовало бы предложить некую упрощенную регистрацию участков в старых товариществах и кооперативах с предварительным проведением инвентаризации всех участков. Это потребовало бы некоторых бюджетных расходов, но зато позволило бы выявить неэффективно используемые, а то и вовсе ничейные участки.

Марина СИРОТКО.
Недвижимость Белоруссии


Вернуться в «Недвижимость в пригороде: квартиры, дома, коттеджи, дачи...»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by