ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ ПОЛУЧАЕМЫЕ ИМИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА СБОР КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ?
Общие положения
В последние годы все более широкое распространение получает создание товариществ собственников жилых домов. В соответствии со ст. 20 Закона РБ от 08.01.1998 №135-3 "О совместном домовладении" (далее - Закон) товариществом собственников признается объединение собственников жилых и (или) нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных его уставом и Законом.
Товарищество собственников является некоммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим полученную прибыль между своими участниками.
Согласно ст. 11 Закона собственник недвижимого имущества совместного домовладения обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт жилых и (или) нежилых помещений, находящихся в его собственности, не нанося ущерба имуществу других собственников, и оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные ему коммунальные услуги в соответствии с законодательством РБ.
Собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество. Услуги по содержанию и ремонту общего имущества оплачиваются согласно законодательству РБ, а общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе единых правил и норм, утвержденных соответствующими органами государственного управления, и должны обеспечивать покрытие издержек на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества с учетом социальных гарантий, предусмотренных ст. 13 Закона.
На основании ст. 13 Закона при совместном домовладении сохраняются государственные социальные гарантии для собственников, нанимателей и арендаторов жилых помещений, установленные нормативными актами РБ, соответствующими решениями республиканских органов государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Согласно ст. 23 Закона товарищество собственников в числе прочего имеет право организовывать обслуживание жилых и (или) нежилых помещений собственников, заключать договоры на предоставление коммунальных и других необходимых услуг.
То есть товарищества собственников коренным образом отличаются от ЖРЭО, ЖЭС, ЖЭО и других коммерческих организаций, оказывающих услуги населению, в т.ч. и платные. Собственники в лице своего объединения - товарищества собственников - сами себе оказывать услуги не могут.
Взаимоотношения товарищества с собственниками помещений.
У товарищества собственников нет необходимости заключать договоры с собственниками на обслуживание помещений. Положения об участии каждого собственника в расходах по содержанию имущества предусмотрены Законом, уставом, протоколами общих собраний. Такие договоры могут лишь конкретизировать порядок участия каждого собственника в расходах по содержанию, эксплуатации и ремонту общей долевой собственности, оплате коммунальных услуг в соответствии с уставом общества.
Средства, перечисляемые собственниками товариществу, используются товариществами собственников для расчетов со сторонними организациями по заключенным договорам на обслуживание помещений и на оплату труда наемного персонала. То есть данные средства являются целевыми.
Взаимоотношения с поставщиками коммунальных услуг.
По договорам на водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные подобные услуги (далее - коммунальные услуги) товарищество собственников обязано оплатить поставщикам стоимость потребленных услуг.
Типовыми договорами на оказание коммунальных услуг предусмотрена выплата потребителю услуг комиссионного вознаграждения за сбор платежей с населения в виде определенного процента (от 2% до 9%) от поступившей суммы денежных средств в оплату оказанных услуг.
Так, в типовом договоре с УП "Минсккоммунтегогосеть" есть пункт, согласно которому "...потребитель получает от энергоснабжающей организации вознаграждение за сбор платежей с населения в размере 4% (в том числе НДС -18%) от суммы платежей, собранных с населения и перечисленных энергоснабжающей организации. Вознаграждение предоставляется в виде взаимозачета".
Индивидуальные (нетиповые) договоры, в которых нет записи о выплате вознаграждения за сбор денег с пользователей услуг, поставщики коммунальных услуг с товариществами собственников не заключают.
Заметим, что товарищества собственников ни с кого сбор денег не производят, а лишь оплачивают услуги, потребленные своими членами.
Вместе с тем отдельные поставщики коммунальных услуг, руководствуясь типовыми договорами, требуют от товариществ составления актов выполненных работ (оказанных услуг) и выписки счетов-фактур по НДС. Но, повторим, товарищество собственников не осуществляет никакой коммерческой деятельности, не оказывает никаких услуг сторонним организациям -поставщикам коммунальных услуг. Оно лишь оплачивает потребленные услуги. При этом оплата услуг производится по тарифам, размер которых для населения регулируется государством.
В то же время поставщики коммунальных услуг при заключении договоров с товариществами собственников отказываются исключить из договоров пункт о выплате комиссионного вознаграждения, ссылаясь на то, что договоры являются типовыми, т.е. одинаковыми для всех потребителей.
Заметим, что в некоторых договорах (к примеру, с УП "Минскводоканал") отсутствует пункт о выплате комиссионного вознаграждения. Вместе с тем потребителям услуг перечисляется 5% от выставленной к оплате стоимости потребленных услуг.
Если такие вознаграждения получают жилищно-эксплуатационные службы (ЖЭС), то для них это - выручка за оказанные услуги, ибо они являются коммерческими организациями и действительно оказывают услуги снабжающим организациям по сбору денег с населения в оплату коммунальных услуг. А для поставщиков коммунальных услуг перечисленные вознаграждения за сбор денег с населения являются расходами на оплату услуг сторонних организаций.
Возникает вопрос: чем для товарищества собственников является вознаграждение, полученное им от поставщиков коммунальных услуг, если товарищества собственников не являются коммерческими организациями и, как отмечено выше, в корне отличаются от ЖЭС, ЖЭО, ЖРЭО?
Оплатой за оказанные услуги эти вознаграждения являться не могут, так как товарищество собственников никому услуг не оказывает.
Могут ли они являться скидкой от стоимости потребленных услуг? Нет. Такие скидки не могут быть предоставлены, поскольку тарифы на коммунальные услуги для населения (в т.ч. с учетом предоставляемых льгот отдельным категориям населения) утверждаются государством.
Внереализационными доходами? Возможно. Но прежде обратимся к налоговому законодательству.
Налогообложение вознаграждения
Налог на прибыль
В соответствии с подп. 24.6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19* (в ред. от 30.01.2006 № 16), у организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных согласно законодательству, в состав внереализационных доходов для целей налогообложения не включаются:
вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;
имущество и денежные средства, безвозмездно полученные от юридических и физических лиц РБ и использованные по целевому назначению. Указанное имущество и денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат налогообложению в общем порядке. Если целевое назначение этого имущества и денежных средств не определено передающей стороной, они используются на выполнение задач, определенных уставами общественных и религиозных организаций (объединений), иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством, учредительными документами организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций).
Полученные товариществом собственников суммы вознаграждений используются на проведение профилактических мероприятий по подготовке системы отопления к зимнему периоду, поверку приборов учета, иные работы, связанные с содержанием жилфонда. То есть эти денежные средства используются по целевому назначению и, следовательно, в состав внереализационных доходов для целей налогообложения включаться не должны.
Налог на добавленную стоимость
Согласно п. 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 16), объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на территории Республики Беларусь.
В состав оборота по реализации включаются также обороты по передаче внутри организации для собственных нужд произведенных и приобретенных объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения.
Согласно п. 2 Инструкции № 16 "собственное потребление непроизводственного характера объектов, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения" - это любое потребление объектов, за исключением отнесения на затраты и внереализационные расходы, участвующие в исчислении облагаемой налогом прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц и налогом на доходы.
Поскольку товарищества собственников не оказывают услуги, не выполняют работы на сторону, а также у них отсутствует собственное потребление непроизводственного характера, то, следовательно, у них отсутствуют обороты по реализации объектов для исчисления НДС.
Таким образом, исходя из норм Инструкции № 16, от поступивших в рамках договоров с поставщиками коммунальных услуг вознаграждений за сбор коммунальных платежей НДС исчисляться не должен.
Целевые платежи
На основании п. 4 Инструкции о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утвержденной постановлением МНС РБ от 23.01.2006 № 8* (далее - Инструкция №8), объектами налогообложения целевыми платежами признаются:
реализация товаров собственного и несобственного производства (работ, услуг);
сдача имущества в аренду, лизинг.
В подп. 10.3 Инструкции № 8 отмечено, что внереализационные и операционные доходы в налоговую базу не включаются.
Таким образом, налоговая база для исчисления товариществом собственников целевых платежей также отсутствует.
Взносы в ФСЗН
Размер уплачиваемых товариществами собственников обязательных страховых взносов в ФСЗН зависит от того, чем будет признано вознаграждение, получаемое ими от организаций - поставщиков коммунальных услуг.
Так, товарищества собственников, не имеющие доходов от коммерческой деятельности, уплачивают взносы в ФСЗН в следующем размере (см. ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", в ред. от 28.07.2003 № 232-3** (далее -Закон № 138-XIII)):
на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) - 5%;
на сличай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) - 6%.
Кроме того, на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) из заработной платы наемных работников товарищества собственников, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, удерживаются взносы в размере 1%.
Таким образом, общий размер взносов для товариществ собственников, не осуществляющих коммерческой деятельности, составляет 12% (5 + 6 + 1).
Если же суммы полученного товариществом собственников комиссионного вознаграждения признать доходами от хозяйственной деятельности, то размер взносов в ФСЗН будет составлять на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) 29%! То есть общий размер страховых взносов увеличится до 36% (29 + 6 + 1). В результате сумма взносов в ФСЗН может превысить комиссионное вознаграждение в несколько раз.
Учет вознаграждения у организаций-поставщиков
Поскольку для товариществ собственников полученное от поставщиков коммунальных услуг вознаграждение не является оплатой за оказанные услуги, то в учете у поставщиков оно не может рассматриваться как оплата услуг сторонних организаций и, следовательно, не может включаться в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
З а к л ю ч е н и е
Таким образом, при заключении договоров с товариществами собственников на предоставление им коммунальных услуг необходимо признать перечисляемое им комиссионное вознаграждение безвозмездно передаваемыми денежными средствами, так как товарищества собственников никакие услуги организациям-поставщикам не оказывают, либо следует исключить из типовых договоров пункты о выплате этих комиссионных вознаграждений.
Необходимо также отметить, что все обозначенные выше вопросы могут быть решены лишь на уровне МНС, Минфина, Минэкономики РБ и других заинтересованных министерств и ведомств. Вместе с тем решение вопроса осложнено тем, что у товариществ собственников отсутствует ведомственная подчиненность, поэтому нет органа, который бы инициировал рассмотрение данного вопроса на законодательном уровне.
Валентина Прохожая, экономист
Журнал «Главный бухгалтер» №1 2007г