Каждому дому по управляющему
С 1 января 2009 года управлять «бесхозными» многоквартирными домами, где есть хотя бы два собственника, будут уполномоченные лица, назначенные местными органами власти. 1 января 2009 года – это дата, до которой должны быть назначены уполномоченные лица по управлению общим недвижимым имуществом совместных домовладений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию без создания товариществ собственников и определения собственниками жилых помещений способа управления этим имуществом. К этому обязывает Указ Президента РБ «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства» №604 от 6 октября 2006 года. То есть можно сказать, что данный документ отметил на днях свой двухлетний юбилей.
А постановлением Совмина от 30 марта 2005 года №342 утверждено Положение «Об уполномоченном лице по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения», в котором определены права и обязанности уполномоченных лиц.
Напомним, что по закону совместным домовладением считается объект, в котором есть два и более собственников. То есть если в многоквартирном доме все квартиры принадлежат одному собственнику – например физическому или юридическому лицу или государству, то этот дом не является совместным домовладением. У него один хозяин. Если же в доме два и более собственников – например, 99 квартир не приватизированы (собственник – государство) и одна находится в частной собственности (собственник – физическое или юридическое лицо), то этот дом уже является совместным домовладением. Причем, по закону собственники квартир в многоквартирном доме должны договориться и выбрать форму управления домом – например, создать товарищество собственников.
Но практика показала, что люди преимущественно отказываются от управления домом, если это не новостройка. Поэтому, чтобы дома не оставались без хозяев, и появился вышеупомянутый указ и соответствующее положение.
По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, к сегодняшнему дню почти во всех домах, в которых жильцы отказались от управления своим домом через создание товарищества собственников, назначены уполномоченные лица. Их роль, по решению местных органов власти, взяли на себя коммунальные жилищно-эксплуатационные организации – ЖЭО. Исключением стала Витебская область, где уполномоченными лицами кроме организаций ЖКХ назначены еще 33 ведомства.
Назначение уполномоченных лиц для управления многоквартирными домами в Минжилкомхозе считают первым шагом на пути реформирования системы управления жилищным фондом в Беларуси. Следующий этап – это привлечение уполномоченными лицами на конкурсной основе организаций по управлению и эксплуатации жилых домов. Процесс этот будет долгим, прежде чем государство наконец снимет с себя функции главного управляющего жилищным фондом. Но хорошо уже то, что бывшие ранее вообще без управляющих дома получат наконец уполномоченных. Каковы функции этих уполномоченных и чего следует ожидать собственникам квартир в многоквартирных домах от данного нововведения?
Основными задачами уполномоченного лица являются: управление недвижимым имуществом совместного домовладения; организация технического обслуживания и ремонта жилого дома (домов); организация обеспечения собственников коммунальными услугами.
Уполномоченное лицо обязано: обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества совместного домовладения, его техническое обслуживание и (или) ремонт в соответствии с требованиями законодательства РБ; информировать собственников о проводимой работе по управлению недвижимым имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества, предоставлению коммунальных услуг; заключать договоры на управление недвижимым имуществом совместного домовладения, на техническое обслуживание и (или) ремонт общего имущества, предоставление собственникам коммунальных услуг; проводить конкурсы на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда; в случае найма управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения утверждать его должностные обязанности.
Как следует из Положения, уполномоченное лицо имеет право представлять интересы участников совместного домовладения в отношениях, в том числе с третьими лицами; открывать субсчета на ведение расчетных и кассовых операций по техническому обслуживанию и ремонту недвижимого имущества совместного домовладения и оплате собственниками за оказанные коммунальные и иные услуги.
С согласия собственников и за их счет уполномоченное лицо обеспечивает оказание дополнительных платных услуг и оплату труда управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения. Правда, эта функция может появиться только после того, как уполномоченное лицо на конкурсной основе выберет управляющего. Оно же разрабатывает, а местный исполнительный и распорядительный орган утверждает условия и порядок оплаты труда управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения.
Помимо этого уполномоченное лицо подотчетно и подконтрольно местному исполнительному и распорядительному органу, уполномочившему его временно, до выбора управляющего, управлять недвижимым имуществом совместного домовладения.
Уполномоченное лицо также вправе проводить конкурс по выбору обслуживающей организации. Положение о конкурсе на право заключения договоров на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда утверждено постановлением Совмина РБ от 30 марта 2005 г. №342. Положение определяет общие условия и порядок организации и проведения конкурса на право заключения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров с организацией граждан-застройщиков либо с товариществом собственников или с уполномоченным лицом по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения на техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда. Конкурс является открытым. В нем могут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие возможность организовать в установленном порядке техническое обслуживание и (или) ремонт жилищного фонда.
По данным Минжилкомхоза, ежегодно в Беларуси создается в среднем от 50 до 100 новых товариществ собственников. Так, в 2004 году в Беларуси насчитывалось 266 товариществ, в 2005 – 337, в 2006 – 507, в 2007 году – 590 товариществ. Самое большое количество товариществ в Минске – 282 по состоянию на начало 2008 года, в Витебской области – 90, в Гродненской – 78, в Гомельской – 57, в Минской – 60, в Брестской и Могилевской областях – 23 и 21 товарищество соответственно.
Структура жилищного фонда в прошлом году выглядела следующим образом: 84,0% жилищного фонда, в котором проживало 8,1 млн. человек, или 84% населения, находились в частной собственности. Доля жилищного фонда коммунальной собственности составляла 13,6%, доля ведомственного жилищного фонда – 2,4 %. При этом товариществами собственников обслуживалось 0,94% всего жилищного фонда, жилищно-строительными кооперативами – 1,8%, физическими лицами – 51%, государственными жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭО) – 44,8%, негосударственными ЖЭО – 0,4% и другими предприятиями и организациями – 2,4%.
Около 113,1 млн.кв.метров – то есть половина жилищного фонда обслуживалась юридическими лицами. В том числе организациями коммунальной собственности (ЖЭО) – 99,6 млн.кв.метров (88,8% от 113,1 млн.кв.м ), организациями республиканской собственности – 5,4 млн.кв.метров (4,8%), товариществами собственников – 2,1 млн.кв.метров (1,9%), организациями граждан-застройщиков (ЖСК) – 4,0 млн.кв.метров (3,6%), негосударственными юридическими лицами – 1,0 млн.кв.метров (0,9%).
Для сравнения, в структуре жилищного фонда в 1990 году доля частного жилищного фонда составлял 54%. В нем проживало 4,2 млн. человек, или 41,2 % всего населения Беларуси. Доля жилищного фонда коммунальной собственности составляла 26%. На долю ведомственного фонда приходилось 20% всего жилья.
Марина БОБЛОВСКАЯ
Недвижимость Белоруссии
13 октября 2008