АУКЦИОН ЗА ПРАВО НАДСТРОИТЬ МАНСАРДУ
С 22 марта текущего года начнет действовать новый порядок организации и проведения аукционов на право осуществления реконструкции домов с надстройкой помещений.
Соответствующее положение утверждено постановлением Совета Министров №334, которое принято в целях реализации указа №657 "О некоторых вопросах реконструкции жилых домов" от 18 декабря 2007 года.
Правительством определен порядок организации и проведения аукционов на право выполнения реконструкции малоэтажных (не более трех этажей) и среднеэтажных (не более пяти этажей) многоквартирных жилых домов при надстройке и пристройке жилых помещений повышенной комфортности и нежилых помещений. Установлен также порядок заключения договора о реализации права проектирования и надстройки таких помещений.
Согласно утвержденному положению предметом аукциона является право проведения реконструкции домов, эксплуатируемых коммунальными организациями. Аукционы будут открытыми и будут проводиться местными органами исполнительной власти. Участвовать в аукционе могут юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели. При этом участники должны обладать необходимыми ресурсами для осуществления надстройки и не иметь задолженности перед бюджетом и государственными юрлицами, они не должны также находиться в состоянии экономической несостоятельности или банкротства.
Предусматривается, что участники аукциона на право проведения реконструкции должны будут вносить задаток в размере до 10% от начальной цены предмета аукциона. Начальной ценой будет являться кадастровая стоимость земельного участка, на котором находится дом. Шаг аукциона определяется аукционистом в пределах от 5% до 15% от предыдущей названной цены предмета аукциона. По результатам аукциона с его победителем заключается договор.
Напомним, что согласно указу от 18 декабря 2007 года № 657 надстройка мансардных этажей при реконструкции жилых домов возможна при письменном согласии простого большинства собственников жилых помещений в доме. Тогда как по старому положению проведение такой реконструкции было возможно только при согласии всех собственников.
Как отмечается в указе, надстройка соответствующих современному качественному стандарту помещений в существующих домах является одним из направлений уплотнения городской застройки и получения дополнительных площадей. При решении вопроса о целесообразности надстройки помещений учитываются в основном градостроительные и экономические факторы. В результате, говорится в комментариях пресс-службы президента, местные исполнительные и распорядительные органы имеют возможность пополнить бюджет капитального ремонта жилищного фонда за счет отчислений инвесторов и других перечислений в соответствии с условиями аукционов, снизить эксплуатационные издержки на содержание кровли, уменьшить энергопотери в здании, произвести ремонт или замену наружных инженерных сетей, а также увеличить объемы ввода нового жилья, снизив при этом себестоимость его строительства.
Указ предусматривает освобождение граждан на период реконструкции их дома от платежей за коммунальные услуги до завершения такой реконструкции, а соответствующие затраты возлагаются на заказчиков (застройщиков). Жители реконструируемых домов получат определенные преимущества по улучшению технического состояния дома и условий проживания в нем. Так, с участием средств инвесторов в этих домах будут выполняться тепловая модернизация, проводиться ремонт (замена) внутридомовых инженерных систем и текущий ремонт вспомогательных помещений, фасадов, благоустройство прилегающей к дому территории, замена оконных блоков, устройство лоджий, лифтов и прочее. Стоимость квартир в таком доме после его реконструкции увеличится на вторичном рынке за счет повышения потребительских качеств дома на 20-25%.
При надстройке жилых помещений повышенной комфортности или нежилых помещений заказчику (застройщику) предстоит участвовать в финансировании капитального ремонта существующей части жилого дома в размере, определяемом городскими (районными) исполнительными комитетами. Эта доля не будет превышать 10% стоимости капремонта, в случае возведения жилых помещений типовых потребительских качеств.
Финансирование оставшейся части стоимости указанного ремонта осуществляется из местного бюджета и средств, отчисленных гражданами на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома, а также за счет других источников, определенных законодательством.
Кроме того, в соответствии с указом право на осуществление надстройки предоставляется по решению городского (районного) исполнительного комитета на безвозмездной основе, а надстройки жилых помещений повышенной комфортности и (или) нежилых помещений - по результатам аукциона. При проведении аукциона начальной ценой предмета аукциона является кадастровая стоимость земельного участка, на котором находится жилой дом, подлежащий реконструкции.
Если аукцион будет признан несостоявшимся не менее двух раз, потому что участвовать в нем захотел только один заказчик, с ним заключается договор о реализации права проектирования и надстройки жилых помещений повышенной комфортности и (или) нежилых помещений после возмещения им стоимости документов, подготовленных для проведения аукциона, и внесения платы за право заключения данного договора в размере кадастровой стоимости земельного участка.
Преимущественное право на участие в долевом строительстве надстройки имеют граждане, проживающие в реконструируемом доме, и в первую очередь, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом надстраиваемые жилые помещения должны проектироваться с учетом нуждаемости указанных граждан в улучшении жилищных условий.
Указ обязывает местные власти ежегодно до 1 января публиковать в местных и республиканских СМИ перечень домов, подлежащих реконструкции.
Заказчик, заинтересованный в надстройке одного из домов, подает в местный исполнительный комитет заявление, в котором указывает характеристику надстройки (ориентировочные размеры и этажность, функциональное назначение), объем планируемых инвестиций и источники финансирования проекта и свои банковские реквизиты.
Собственники жилых и (или) нежилых помещений (их представители), наниматели жилых помещений дома также имеют право письменно обратиться в местный исполнительный комитет с предложением о функциональном назначении будущей надстройки.
Жильцы дома, в котором решено провести надстройку, должны быть информированы (письменно и через информационные стенды) о предстоящей реконструкции и капитальном ремонте дома, ожидаемом повышении его потребительских качеств, видах планируемых работ, степени благоустройства придомовой территории, а также о возможном заказчике на основании поступивших в местный исполком заявлений претендентов.
В каждом договоре о реализации реконструкции многоквартирного дома должна быть предусмотрена компенсация собственникам жилых помещений и нанимателям таких помещений, проживающим в доме, в том числе временно отселенным, за неудобства, связанные с нарушением срока реконструкции жилого дома, в размере 0,001 % от стоимости надстройки за каждый день просрочки. Указанная компенсация в течение 15 дней после подписания акта приемки-передачи реконструированного и капитально отремонтированного жилого дома перечисляется заказчиком (застройщиком) местному исполнительному комитету, который ее распределяет в равных долях между названными собственниками и нанимателями и перечисляет (выплачивает) им в течение 15 дней со дня получения денежных средств от заказчика (застройщика).
Если проектом предусмотрена надстройка дома, то в проектно-сметной документации должны предусматриваться и временное отселение жильцов помещений, расположенных на верхнем этаже дома, а также при необходимости других лиц.
Временное отселение указанных собственников и нанимателей, членов их семей производится заказчиком (застройщиком) в соответствии с законодательством в жилые помещения типовых потребительских качеств и благоустроенные применительно к условиям данного населенного пункта.
В указе подробно расписывается порядок действий заказчика и права граждан в случае необходимого временного отселения жильцов из реконструируемого дома. По новым правилам собственники жилых помещений в доме, субъект в оперативном ведении которого находится дом, вправе требовать от заказчика, если реконструкция выполнена с браком, компенсации в виде: безвозмездного устранения недостатков, возмещения своих расходов по устранению недостатков либо возврата денежных средств, вложенных потребителем в строительство, либо оплаты стоимости помещения. Тем самым наймодатель получает денежные средства в размере стоимости жилого помещения и предоставляет нанимателю в пользование другое жилое помещение на условиях, не худших ранее заключенного договора найма жилого помещения.
Гарантийный срок для реконструированного жилого дома - не менее двух лет со дня приемки его в эксплуатацию.
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
Недвижимость Белоруссии
17 марта 2008