Дело в наследство

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Дело в наследство

Сообщение Toto (Admin) » Пн июн 11, 2007 9:19 am

Конкретнее: речь пойдет только о наследовании жилья. О споре за права наследования. Стоит сказать, что едва ли не каждое второе письмо в читательской почте «СБ» получает на регистрационной карточке формулировку: «тяжба из–за жилья». Люди конфликтуют с родителями и детьми, с племянниками и бывшими зятьями, с внуками и братьями–сестрами... Поминая их, обидчиков, нелестными словами, а то и понося весьма резкими, просят помочь.

Но принуждать кого–либо из спорящих родственников к чему–либо — не дело газеты. Строго говоря, мы не можем даже сочувствовать жалобщику. Ведь по спорам, как правило, приняты судебные решения. Можем лишь отослать, например, к статье «Судебная защита» от 12 декабря с ее главной мыслью: что законно, то и справедливо.

Имущественные споры, как и большинство прочих, следует решать не на газетной странице, а в «правовом поле». И данная статья — не юридическая консультация, а лишь описание весьма необычных, экстремальных случаев в «жилищной» почте. Обстоятельства общие: уход человека из жизни и спор за его квартиру, доставшуюся в итоге «чужим». Суть оставлена, тексты сокращены.

Не по Писанию?

«Уважаемая редакция! Не хотим, чтобы наше письмо посчитали за жалобу. Мы лишь хотим поведать нашей газете чувства несправедливости, которые жгут сердца.

Жила среди нас одинокая женщина. Держала собак, с нами, соседями не общалась, в тайны своей души никого не допускала. Но случилась беда: Анна Николаевна заболела. Волей–неволей обратилась к соседям, но не за помощью. Свою квартиру она завещала... одной из конфессий, скажем так. Лишь просила нас сообщить в храм, что больна, что нуждается в уходе. Просила определить ее в какую–нибудь богадельню или монастырь. Ей отказали. Дескать, наша конфессия таких заведений в Беларуси не имеет. За год болезни женщину никто из прихожан или священников не навестил. Мы, соседи, ухаживали за ней, мы и похоронили. Бывало, спрашивали: есть ли у вас родственники? Отвечала, что одинока.

Так бы и осталась ее жизнь тайной. Но потом к нам приехала женщина, которая оказалась ее дочерью. Их разлучила судьба, когда девочке было три года. Дочь поведала историю разлуки. Во время родов мать... помешалась. Пока дочери исполнилось три года, она несколько раз попадала в психбольницу. Потом девочку оставили при отце. Дочь «нашла» ее вновь только на кладбище. Мы советовали: попробуйте отстоять права на квартиру. Женщина обратилась в суд, он длился почти год. Завещание подверглось экспертизам: была ли женщина вменяема. Заключения были противоречивы. Суд оставил квартиру за храмом.

Не нам судить дела судебные. Но нас возмутила позиция законного наследника. Зачем храму квартира? Почему не отказалась — в пользу сироты, и без того хватившей лиха? Сейчас женщина живет далеко, у нее двое маленьких детей, она еще и потеряла — на оплате пошлин, экспертиз, адвоката — огромную сумму...»

Следуют несколько подписей соседей, адреса... Что прикажете делать? Отправлять послание священнику «на реагирование»? Странно, да и поздно: дело сделано. Морализировать (и даже цитировать гневные слова письма), извините, не берусь. Так бывает. Историю поведали нам — мы доверили ее вам, читатели. Вот вторая.

Не по совести?

«Мы, супруги, инвалид и пенсионерка, живем в частном двухквартирном доме. За стенкой соседствовала одинокая 86–летняя бабуся. Мы (и только мы!) ей посильно помогали. Она обещала после смерти оставить нам свою квартиру. По ее просьбе мы пригласили нотариуса. Тот прибыл, но... удостоверять завещание отказался, сославшись на «невменяемость» бабуси. Та не поленилась, сама пришла в контору, но и там получила отказ. Хотя на учете у психиатра не состояла, в обстановке ориентировалась, что подтвердят и соцработники.

...Вскоре бабушка умерла. Мы ее смотрели, мы и похоронили. Тут и выяснилось, что еще два года назад (и за полтора года до нашей попытки оформить наследство) она... уже оформила завещание. В той же нотариальной конторе. На имя человека, который в нашем городе даже не живет, в ее доме никогда не бывал (разумеется, и не помогал) и родственником бабуси не является. Зато приходится кем–то местному чиновнику. И носит ту же фамилию.

Мы решили обжаловать отказ нотариуса. Но районный суд, а потом и областной нам отказали. Оказывается, мы должны подать другой иск — о праве собственности на наследуемое имущество. Документы на квартиру бабушка оставила нам. Нужна помощь адвокатов, но местные почему–то отказываются. Квартира за стеной пустует. Судя по всему, она новому «владельцу» и не нужна. Вероятно, продаст. А мы останемся в тесноте: когда приезжают дети, внуки и правнуки, негде даже раскладушки поставить...»

Как водится, супруги просят расследовать эту историю. Интересуюсь: а нельзя ли (при всем уважении к памяти бабуси) допустить следующее. Что она действительно завещала квартиру другим. Допустим, имела причины. А вам — лишь обещала. Поскольку вы живете рядом и ей помогаете — чтобы помогали и впредь. Для того и оставила вам документы — в подтверждение своих обещаний.

Наконец, если вы немолоды, больны и стеснены в средствах, то почему судебные процедуры не возьмут на себя ваши дети и внуки? Судя по всему, люди взрослые и дееспособные. Почему не наймут областного адвоката? На то и дети, чтобы помогать родителям!

Я вынужден предполагать: жизнь подбрасывает и не такие сюжеты. Помочь опять же нечем. Люди, во–первых, описывают события постфактум: дело уже сделано. Во–вторых, излагают лишь с одной стороны, часть правды. Только начни разбираться — неизбежно всплывет другая, делающая картину не столь однозначной. Может, потому и отказывают адвокаты, что дело заведомо проигрышное? А журналистское расследование тем более нереально. Повторю: таких историй множество. В доказательство — третья.

Не по–сестрински?

Как и в первых двух, более всего трогает начало: «СБ» выписываю давно и читаю, что называется, от корки до корки. Хорошо, что публикуете правовые статьи: о суде и судьях, прокуратуре и прокурорах, милиции и милиционерах...»

Суть дела. Брат автора как участник войны получил квартиру в Минске, счастливо жил с женой Марией. В середине 90–х брат умер. Тогда же вдова завещала квартиру единственной взрослой дочери, Татьяне. Той вскоре потребовалось серьезное лечение за границей. Помогли родственники мужа: семья уехала. Женщина излечилась! Мария Николаевна летала в гости и возвращалась счастливой. Показывала фото дочери, зятя, внучки. Мол, мое наследство, моя квартира — их квартира. Бог даст — вернутся... Женщина умерла.

Автор продолжает: «Меня известили о кончине — не чужой ведь человек. Были похороны, был жалобный стол... Были родственники покойной, включая сестру с мужем. Пошел разговор о квартире. Сестра публично уверяет: квартира достанется племяннице Татьяне, кто спорит. Тут же звонит ей за границу. Так, мол, и так, прилетай».

Дальше описывать трудно. Из письма следует, что Татьяна экстренно прибыла, но в наследство так и не вступила: квартира досталась тетке. Автор в деталях описывает, как ловко она, тетка, с мужем все устроила. Пользуясь тем, что документы на квартиру (техпаспорт, завещание...) вовремя якобы не нашлись... Теперь племяннице предстоит судиться с родной теткой. Из зарубежья. Выиграет ли, вернется ли на родину — большой вопрос.

Едва ли и здесь нужна мораль. Пожалуй, подходит та, что прозвучала в классическом романе и недавнем фильме: не только москвичей испортил «квартирный вопрос».

По закону!

...Только–только поставил точку, как почта принесла очередную папку. Перефразирую другого классика: эта штука будет покруче Фауста. Начало: я такая–то, в 2005 году обращалась в суд Ляховичского района с иском о признании факта ничтожности сделки с жильем. Но суд я проиграла. Помогите!

Продолжение: 107 (сто семь!) страниц досье. Жалобы и заявления автора, исполненные плотным почерком, медицинские справки и выписки, судебные бумаги: 3 решения, 3 постановления, 7 определений суда разных инстанций...

Оставляю бумаги без комментария. Суть конфликта — без морали. Читателя — без драматичных деталей. А вас, уважаемая Мария Андреевна, уж извините, без помощи. На которую журналист не уполномочен. Вы проиграли. Так бывает. Сочувствую.

ПОНОМАРЕВ Виктор
Беларусь сегодня
№12 (22667), Пятница 19 января 2007 года

Вернуться в «Все о наследовании недвижимости»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by