Ипотека в Беларуси: проблемы и пути развития

Александра
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2007 2:05 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Ипотека в Беларуси: проблемы и пути развития

Сообщение Александра » Пн апр 09, 2007 11:30 pm

Есть ли у нас в стране ипотека, как во всем мире????

Честно говоря с ипотекой у нас в стране ах!!! Нет, купить новую квартиру под залог, это пожалуйста. А вот если вы хотите взять кредит под залог уже имеющейся квартиры... :x Первое требование которое вы услышите - чтобы в квартире никого не было прописано. Скажите честно, много ли человек имеют возможность выписать всех из квартиры и отдать ее в залог? лично у меня такой возможности нет :!: . Вот и приходится выворачиваться из кожи вон, искать кучу поручителей, чтобы взять каких-то ... тысяч 5 баксиков.
С уважением к Вам! Саша.

Alerova
Сообщений: 8
Зарегистрирован: Вт июн 26, 2007 11:53 pm
Откуда: Минск

Сообщение Alerova » Ср июн 27, 2007 10:46 pm

у нас же какой-то законопроект подготавливали или собирались подготовить по этой теме? Или я забегаю вперед на лет 5-10

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Строительство жилья с помощью ипотеки

Сообщение Toto (Admin) » Чт май 22, 2008 3:19 pm

Построить жилье с помощью ипотеки

Несмотря на высокие темпы ввода жилья, в стране более 500 тыс. граждан и семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Поэтому в течение 2006-2010 гг. планируется построить еще около 26 млн. кв. м. Однако если сегодня значительная доля жилья строится за счет льготных кредитов, то в перспективе намечается сокращение бюджетного финансирования и привлечение личных средств граждан. Недавно эта тема обсуждалась на расширенном заседании комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам.

ПРИОРИТЕТНОЙ формой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий в республике в настоящее время является система кредитования, в первую очередь — льготное кредитование граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, доля банковских кредитов в общем объеме финансирования жилищного строительства в 2007 г. вырастет до 46,3%. А в целом сумма кредитов на эти цели увеличилась с 218,1 млрд. Br в 2001 г. до 1954,4 млрд. в 2006 г., т. е. в 9 раз. Сумма льготных кредитов выросла в 7 раз — с 210 млрд. до 1494 млрд. Br.

Участники встречи напомнили, что свою роль в расширении системы банковского кредитования строительства жилья без привлечения госсредств призван сыграть Указ от 28.08.2006 № 537 «О выпуске банками облигаций». Содержащиеся в этом документе меры дают банкам возможность восполнять кредитные ресурсы, использованные ими на жилищное строительство, и направлять их на кредитование реального сектора экономики и населения.

Кроме того, с июля 2006 г. в стране начала работать система строительных сбережений АСБ «Беларусбанк», которая дополняет действующую систему льготного кредитования. Воспользоваться ею могут все граждане независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий, от места прописки и места открытия вкладного счета.

Система предполагает прохождение двух этапов. Первый — период накопления собственных сбережений, второй — период кредитования. При этом вкладчик сам выбирает вариант накопления (3, 5 или 7 лет) и определяет сумму, которую намерен инвестировать в строительство или приобретение жилья.

Для обеспечения накопления средств Беларусбанк открывает специальный депозит — «Жилищно-накопительный», предусматривающий начисление процентов по вкладу по ставке рефинансирования Нацбанка с их ежемесячной капитализацией. Минимальная сумма накопления — 25% от общей суммы средств, планируемых на строительство или приобретение жилья.

Право на получение кредита возникает только после определенного срока хранения средств. Но предоставляется он на более привлекательных условиях по сравнению с действующими условиями кредитования на общих основаниях. Так, процентная ставка установлена на уровне ставки рефинансирования Национального банка плюс один процентный пункт. Срок пользования кредитом — до 20 лет.

Всего участники системы за 8 месяцев внесли на накопительные счета около 32,5 млрд. Br.

ОДНАКО, по мнению специалистов, в Беларуси необходимо создавать систему дополнительного привлечения средств в сферу жилищного строительства. В связи с этим большие надежды возлагаются на законопроект «Об ипотеке», принятый осенью прошлого года Палатой представителей в первом чтении.

Первый заместитель министра экономики Петр Жабко в своем выступлении подчеркнул: «В Беларуси необходимо создать комплексную законодательную базу в сфере долгосрочного ипотечного кредитования в целях обеспечения прав кредиторов, предоставления социальных гарантий гражданам, приобретающим жилье с помощью ипотечных кредитов». Помимо принятия закона «Об ипотеке» необходимо также, считает П. Жабко, внести изменения в Закон «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», принять закон «О жилищных строительных сбережениях» и другие документы.

Кстати, на встрече прозвучала информация о том, что Министерство строительства и архитектуры разрабатывает проект закона «О жилищных строительных сбережениях». Документ предусматривает господдержку в системе стройсбережений в виде предоставления субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Что же касается законопроекта «Об ипотеке», то в числе его недостатков было названо большое количество отсылочных норм. В связи с чем прозвучало опасение, что министерства при подготовке подзаконных актов (после вступления закона в силу) смогут «развить и растолковать» отдельные нормы закона так, как это им выгодно. Но предложение дополнить законопроект с тем, чтобы собрать все нормы, касающиеся ипотеки, в одном документе, встретило поддержку далеко не всех участников заседания.

В ходе дискуссии банковской системе Беларуси в целом был адресован такой упрек: «не проявляет активной заинтересованности в создании системы ипотечного кредитования». Заместитель председателя правления Национального банка Николай Лузгин пояснил, что до 2004 г. предоставление льготных кредитов через ОАО «Белагропромбанк» и АСБ «Беларусбанк» осуществлялось за счет государственных целевых ресурсов. С 2004 г. этот порядок изменился. Банки предоставляют льготные кредиты за счет собственных средств, а государство компенсирует им потери за счет республиканского бюджета. В частности, в 2007 г. размер компенсации составит 200 млрд Br. По мнению Н. Лузгина, такой механизм достаточно прогрессивен и опирается на мировую практику. Однако он вызывает серьезную ресурсную нагрузку на банки, которые кроме жилищной программы финансируют «и другие приоритетные направления». В результате формируется дисбаланс в структуре активов и пассивов банков по срокам, который, в свою очередь, компенсируется увеличением доли государства в их уставных фондах.

УЧАСТНИКИ заседания обратили также внимание на необходимость более детальной проработки механизма обращения банками взыскания на предмет ипотеки — заложенное имущество. Председатель постоянной комиссии Степан Писаревич отметил: «Самым сложным вопросом является то, как поступать в случае, если гражданин не может вернуть кредит. В законопроекте «Об ипотеке» этот процесс четко не прописан, дается ссылка на действующее законодательство». С.Писаревич подчеркнул, что законодатели должны думать «и о гражданах и их интересах, и о тех рисках, которые существуют для банковской системы». Ведь если кредитополучатели не будут выплачивать кредиты, то у банковской системы «могут быть серьезные проблемы».

Беспокойство депутатов и сенаторов в данном случае понятно. В одном пакете с законопроектом «Об ипотеке» рассматриваются поправки в Гражданский процессуальный кодекс. В соответствии с ними банки в случае неплатежеспособности заемщика смогут обращать взыскание на заложенную по ипотеке квартиру и добиваться через суд решения о выселении. И здесь неизбежно возникает вопрос о том, как защитить интересы семей с маленькими детьми, инвалидов от принятия неверного решения? Разработчики законопроекта, в свою очередь, напоминают: в документ включена норма о том, что для передачи в ипотеку жилого дома или квартиры, в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные лица, необходимо наличие письменного согласия на это органов опеки и попечительства.

Есть и еще один нерешенный вопрос: куда переселять несостоятельных должников? Понятно, что необходим резервный фонд жилья, но кто его должен создавать? Одни специалисты считают, что это — дело государства, другие предлагают поручить формирование «запасного» жилья банкам.

Так что расставлены далеко не все точки над «i». Депутатам Палаты представителей, где сейчас законопроект готовится ко второму чтению, придется еще поработать над некоторыми его статьями. Но закон нужен, и, вполне вероятно, что он будет рассмотрен в ходе весенней сессии, которая откроется в апреле. Тем более, что ряд стран СНГ уже давно развивает это направление кредитования. В частности, в России такой закон принят в 1998 г., в Казахстане — в 1995-м.

Анна РАДЮК
"Национальная экономическая газета"
№23(1042) от 27 марта 2007

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Начало ипотеки в Беларуси

Сообщение Toto (Admin) » Вт дек 09, 2008 9:50 am

Ипотека на пороге своего официального рождения

Понадобится не один год, а, возможно, жизнь целого поколения, прежде чем в Беларуси ипотека станет тем механизмом, с помощью которого недвижимость приобретет статус надежного финансового источника, какой она имеет в большинстве стран мира (в межкризисные периоды).

Принятие в нынешнем году Закона РБ «Об ипотеке», нового Кодекса Рес­публики Беларусь о земле и других законодательных актов, касающихся земельных отношений, с одной стороны, создало законодательную базу для дальнейшего развития земельного рынка и рынка недвижимости в целом в Беларуси, но и вскрыло массу проб­лем, которые до этого никак не проявлялись. Например, фирма выигрывает на аукционе право аренды земельного участка для строительства конкретного объекта. Законодательство сегодня не запрещает взять кредит под залог права аренды земельного участка. И арендатор решает воспользоваться этим правом и уговаривает банк предоставить кредит на строительство определенного объекта под залог права аренды земельного участка. Но потом оказывается, что построить этот объект фирма-кредитополучатель не может, поскольку комиссия, готовившая инвестиционное предложение, не учла требования строительных норм и правил. А эти нормы и правила гласят, что в таком–то месте именно такой-то объект построить невозможно.

Законодательством продекларирован заявительный принцип получения земельного участка под строительство типового многоквартирного жилого дома. На уровне правительства принята программа двукратного увеличения объемов жилищного строительства. Но власти на местах всячески тормозят рассмотрение заявлений о предоставлении участков, поступающих от потенциальных девелоперов. Причин много, и не все они, как оказывается, могут быть основанием для обращения в суд.

Сегодня в Минске начали проводиться аукционы по продаже гражданам элитных земельных участков под строительство коттеджей. Предположим, что, оформив право собственности на участок, заплатив весьма увесистую сумму городу за этот участок, собственник договаривается с банком, что тот предоставит ипотечный кредит – под залог земельного участка и коттеджа, который будет создан в будущем. Но оказывается, что у собственника участка могут возникнуть проблемы с сетями. А все потому, что проданный на аукционе земельный надел был предоставлен в числе других аналогичных участков девелоперской компании, которая бралась построить на этих участках коттеджный поселок и соответственно проложить сети для него. Но поскольку участки у фирмы забрали, то возникает вопрос, а кто будет возводить сети и самое главное – за чей счет? Выиграв аукционные торги и заплатив круглую сумму (более 200 тыс.долл.) за участок, победитель уже заплатил и за городскую инфраструктуру. Иными словами, в стоимость земельного участка вошла и стоимость инженерных сетей, которые должны быть подведены к территории перспективной застройки – в нашем случае коттеджной. А на деле может получиться так, что за сети придется платить еще раз. Потому что город однозначно не возьмет на себя эти затраты. И девелоперская компания тоже не будет строить сети за свой счет, поскольку она не благотворительная организация. Таким образом, не сложно предположить, что у кредитополучателя увеличатся затраты и инвестиционный цикл, а у банка автоматически возрастает риск, связанный с тем, что должник может не справиться со своими обязательствами. Плюс ко всему прочему, ввиду открывшихся обстоятельств относительно инженерных сетей, может снизиться рыночная стоимость земельного участка, который банк принял в качестве обеспечения по кредиту.

Но кроме этих проблем у ипотеки есть еще и «психпроблема», если можно так сказать. С 27 декабря 2008 года вступает в силу Закон РБ «Об ипотеке». Но психология общества, да и экономика далеки до того уровня, чтобы недвижимость использовалась в качестве надежного финансового источника и вообще средства существования. На Западе, как бы его не критиковали, человек, имеющий квартиру или дом в собственности, не может считаться малоимущим, как в Беларуси. Потому что право частной собственности на недвижимость – надежный источник средств существования. У нас же пока ипотека будет служить по сути дела для приобретения жилья. Заложить ту же квартиру, чтобы получить кредит на образование или на развитие собственного бизнеса, на лечение члена семьи собственника квартиры или просто на жизнь, как это возможно, например, в Швеции, собственник квартиры не сможет. То есть еще не успевший вступить в силу закон уже на полголовы отстает от потребностей определенной части населения.

Впрочем, к таким быстрым переменам в сознании не готов не только законодатель, но и само общество. Что уж говорить о банковской системе? Ведь ни для кого не секрет, что 13-21% годовых, под которые банки выдают кредиты, – это только вершина айс­берга, который называется ипотекой. Основные доходы банка и соответственно расходы кредитополучателя лежат в толще многочисленных страховок, комиссий и т.д.

Первоначально Закон «Об ипотеке» был направлен на решение жилищных проблем граждан. Но на самом деле ипотека – не панацея от жилищной проблемы. Цены на жилье, как считают специалисты, будут расти, поскольку у людей появится новый механизм получения средств для его строительства, и количество желающих построить новое жилье резко возрастет, а мощности строительства их не будут удовлетворять.

Есть проблемы в развитии ипотечного рынка: вопрос заключается в том, насколько охотно будут давать банки кредиты под залог незавершенного строительством жилья и какие механизмы для этого будут созданы. Одним словом, вопрос, насколько ипотечное кредитование будет доступно широкому кругу физических лиц, остается открытым. Но все эти прогнозы и оценки имеют смысл лишь в межкризисные периоды. Сегодня, когда мировой финансовый кризис в самом разгаре, пытаться что-либо предсказывать относительно влияния закона об ипотеке на рынок жилья бессмысленно.

Хотя, если быть справедливым, то в отличие от столиц городов Европы цены на жилье в Минске не перегреты, а значит, ликвидность жилых объектов достаточно высока. Следовательно, институт ипотеки будет развиваться, невзирая на кризис.

Впрочем, некоторые специалисты уверены, что будущее ипотечного кредитования в Беларуси будет зависеть от эффективного развития института закладных. Без него ипотечное кредитование не будет существенно отличаться от существующей сегодня схемы выдачи обычных кредитов на приобретение недвижимости. В настоящее время сроки выдачи обычных кредитов колеблются от 10 до 20 лет. В условиях нынешнего острого дефицита долгосрочных ресурсов в банках выдача ипотечных кредитов в ближайшее время может увеличиться максимум до 25 лет. Но более долгосрочного кредитования (30, 50 и более лет) вряд ли следует ожидать в обозримом будущем ввиду отсутствия у белорусских банков источников «длинных денег».

В то же время эффективное развитие института закладных поможет решить проблему нехватки долгосрочных ресурсов в банках. Схема проста и понятна: банк выдаст кредит, получит закладную, сможет продать ее на вторичном рынке ценных бумаг и использовать полученные средства для выдачи новых кредитов. Но справедливости ради заметим, что эта схема будет работать лишь при наличии спроса на закладные. Пока такого спроса нет. И хорошо, если он появится в среднесрочной перспективе – через 3-4 года. Основным условием дальнейшего становления рынка закладных будет являться совершенствование нормотворческой базы на основе законодательства о ценных бумагах, либерализация налогового законодательства. А самое главное – избыток денег, что, собственно, и является базой для появления спроса на закладные. Хотя, конечно, институт закладных можно и нужно отнести к прогрессивным нововведениям белорусского законодательства.

Что касается нового земельного кодекса, который вступает в силу почти одновременно с законом об ипотеке, то и он не так идеален, как может показаться на первый взгляд. Этот документ в новой его части больше похож на свод тех изменений, которые были внесены в земельное законодательство многочисленными указами, принятыми в последние пару лет. И вступление кодекса в силу вовсе не упрощает земельные отношения и не снимает ограничения на свободное распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности, как это было до 1 января 2007 года. То есть, как сегодня, так и в следующем году, не построив и не зарегистрировав дом на своем участке, собственник земли не сможет продать эту землю. Точно по такой же причине земельный участок, если на нем не будет зарегистрировано строение, не может быть использован в качестве залога при получении кредита. Во-первых, это запрещено законом, а во-вторых, даже если и было бы разрешено, то зачем банку земельный участок, который он не сможет реализовать как собственный участок, в случае если кредитополучатель окажется неплатежеспособным.

Да и с оценкой стоимости заложенной недвижимости, если речь идет о здании, расположенном на арендуемом участке (для большинства юрлиц в Беларуси аренда с принятием кодекса становится единственным видом прав на землю), тоже пока не все понятно. Та методика оценки, которая узаконена, дает на выходе завышенную рыночную стоимость объекта недвижимости (например, здания). Потому что в эту стоимость включается стоимость права аренды участка, которая на практике приравнивается к кадастровой стоимости земельного участка, и рыночная стоимость самого здания, которую сейчас оценщики должны определять как стоимость самого здания плюс стоимость местоположения здания, что по своей сути мало чем отличается от стоимости участка. А о какой здоровой ипотеке или здоровом институте закладных может идти речь, если даже оценка хромает.

Впрочем, произошло бы чудо, если бы в стране, где на протяжении почти 100-летия не культивировалась частная собственность, за каких-то 15 лет и рынок недвижимости поднялся на ноги, и ипотека вместе с лизингом, рынком ценных бумаг, судебной и банковской системами расцвели пышным цветом. А таких чудес не бывает.

Владимир ВОЛКОВ
Недвижимость Белоруссии
27 октября 2008

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Ипотека в Беларуси заработает в 2011 году

Сообщение Toto (Admin) » Пн апр 11, 2011 7:11 am

Ипотечное жилищное кредитование должно заработать в Беларуси в 2011 году.

Ипотечное жилищное кредитование должно заработать в Беларуси в 2011 году. Об этом заявила сегодня журналистам председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Беларуси Галина Полянская, передает корреспондент БЕЛТА.

Галина Полянская отметила, что в первом полугодии 2011 года в Беларуси в полном объеме должна быть введена ипотека. "В настоящее время проект закона находится в разработке, он еще не поступил в Палату представителей, но можно сказать определенно, что в этом году изменения в него будут внесены", - сказала депутат.

Параллельно с разработкой закона об ипотеке депутаты работают и над некоторыми нормами жилищного кодекса. Они позволят снизить риски банков и оживить ипотечное кредитование, отметила Галина Полянская. В 2011 году жилищный кодекс также должен быть принят.

Кроме того, сейчас в комиссии находится закон о системе жилищных строительных сбережений. Это еще один важный законопроект, позволяющий использовать рыночные институты в жилищном строительстве Беларуси. Галина Полянская отметила, что в настоящее время основным фактором, обеспечивающим определенную доступность жилья, является система льготного кредитования строительства жилья. "Естественно, этой системе необходимо придавать большую гибкость, адресную направленность, - отметила депутат. - И в совокупности с рыночными институтами, таким образом, имеется реальная возможность обеспечить наших граждан доступным и комфортным жильем".

Председатель Постоянной комиссии также подчеркнула, что развитие рыночных механизмов в строительстве невозможно и без участия бизнеса. Этому будет способствовать еще один нормативно-правовой акт, который сейчас разрабатывается, - это проект закона о государственно-частном партнерстве. "Этот законопроект разработан с учетом практики и жизненных ситуаций", - отметила Галина Полянская. Она также отметила, что сегодня необходимо совершенствовать механизмы привлечения и стимулирования частных инвестиций, решать все значимые задачи в сфере строительства жилья на взаимовыгодных условиях.

06 Апрель 2011
Лилия Крапивина
БЕЛТА

Toto (Admin)
Site Admin
Сообщений: 4126
Зарегистрирован: Вс янв 28, 2007 8:41 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

База для ипотеки, о которой забыли.

Сообщение Toto (Admin) » Ср июл 06, 2011 2:37 pm

База для ипотеки, о которой забыли.

За период с января 2005 по май 2011 года почти каждая десятая минская семья приобрела в собственность жилую недвижимость по договору купли-продажи.

В Минске с начала 2005 года было зарегистрировано более 68 тыс. договоров купли-продажи изолированных жилых помещений (преимущественно квартир) и около 1 тыс. одноквартирных жилых домов. Получается, что примерно каждая среднестатистическая минская семья купила за этот период жилье на вторичном рынке. Еще как минимум столько же семей обзавелись квартирами путем строительства.

Учитывая общее количество квартир в г.Минске (смотри справку), можно сделать вывод, что за последние 6,5 лет почти с каждой десятой квартирой была совершена сделка купли-продажи. В месяц в среднем регистрировалось 883 договора купли-продажи квартир. Это более чем в 1,6 раза больше, чем в мае текущего года.

Судя по информации, имевшейся на 29 июня в реестре цен сделок купли-продажи недвижимости, активность на вторичном рынке столичных квартир сократилась вдвое по сравнению традиционной активностью, наблюдавшей в мае в предыдущие годы. Продана 541 квартира. Именно так отреагировали покупатели и продавцы на девальвацию.

В Минской области с начала 2005 года на вторичном рынке продано около 32 тыс. квартир и 26 тыс. одноквартирных домов. Кроме этого было куплено-продано в Минской области около 8 тыс. застроенных земельных участков в садоводческих товариществах и более 11 тыс. застроенных земельных участков, предназначенных для строительства и обслуживания объектов жилого назначения, преимущественно индивидуальных домов. Также зарегистрировано около 10 тыс. договоров купли-продажи незастроенных земельных участков, предназначенных для садоводства, и почти 5,4 тыс. участков - для индивидуального жилищного строительства.

Примечательно, что из указанных 5,4 тыс. незастроенных участков, предназначенных для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, 4,9 тыс. земельных наделов были реализованы за два года - 2005 и 2006. То есть в этот период ежемесячно в Минской области на вторичном рынке продавалось более 200 участков. Это довольно большой показатель для начинающего развиваться вторичного рынка земельной собственности.

Однако с введением с 2007 года запрета на продажу незастроенных участков, предназначенных для строительства жилого дома, движение в этом секторе земельного рынка фактически прекратилось. Впрочем, речь не о земельном рынке, а о том количестве сделок, которые совершаются в столичном регионе (в Минске и в Минской области), причем преимущественно жителями этого региона.

Так вот если соизмерить количество совершенных сделок с количеством населения, то получается довольно внушительная цифра, говорящая о том, что в Минске и в Минской области разве что только ленивый не обзавелся за последние 6,5 лет какой-нибудь недвижимостью. А это лишний раз говорит о состоятельности жителей столичного региона и о том потенциале, который в определенных условиях может стать базой для активного развития ипотеки в Беларуси.

Отметим, что за рубежом наличие недвижимости в собственности физлица является своего рода капиталом. Человек, имеющий недвижимость в собственности, не считается бедным. Он лишен права на всевозможные льготы и помощь государства в отличие от людей, которые не имеют недвижимости в собственности.

Между тем в Беларуси недвижимость, которая находится в собственности физических лиц, в частности жителей столичного региона, пока не рассматривается как потенциал для развития той же ипотеки. Банки даже не принимают в залог дорогостоящие квартиры, поскольку это чревато. Ведь за банком по-прежнему не закреплено на законодательном уровне право выселить неплательщика из заложенного в банке жилого помещения (квартиры или дома). В то же время брать в залог земельные участки, садовые домики банкам либо не интересно, либо хлопотно, либо они не хотят этого делать по причине отсутствия механизма реализации права на заложенное имущество должника.

Между тем с 1 июля текущего года в Беларуси "должна быть запущена в полном объеме классическая ипотека", позволяющая гражданам брать кредит на строительство или приобретение жилья под залог жилого помещения. Такая задача была поставлена перед правительством и Национальным банком президентом Беларуси. С этой целью в проекте Жилищного кодекса даже была заложена норма, позволяющая банкам выселять тех заемщиков, которые не платят по ипотечном кредиту. Но обстоятельства оказались сильнее. Принятие проекта Жилищного кодека было перенесено с весенней сессии на осеннюю. Девальвация, рост цен, повышение ставки рефинансирования до 18% вынудили банки поднять процентные ставки по кредитам до фактически недосягаемого для населения уровня - более 20% годовых. При этом доходы населения по отношению к текущему уровню цен на рынке жилья упали как минимум на треть. Так что запуск ипотеки в полном объеме отложен как минимум на полгода.

Справка. По данным Главного статистического управлении Минска по состоянию на 1 января 2011 года жилищный фонд белорусской столицы составил 38 млн.кв.метров общей площади. По сравнению с данными на начало 2010 года он увеличился на 1,2 млн.кв.метров, в том числе за счет нового строительства - на 909 тыс. кв. м.

В частной собственности на начало года находилось 83,3% жилищного фонда, в то время как доля государственной собственности - 16,6%.

На начало текущего года в Минске насчитывалось 659,4 тыс. квартир общей площадью 36,3 млн.кв.метров. Процентное соотношение квартир следующее: четырехкомнатные и более - 7,3%, трехкомнатные - 31%, двухкомнатные - 41,5%, однокомнатные - 20,2%.

По состоянию на 1 января 2011 года в столице имелось 2 610 квартир так называемых коммуналок, в которых проживают несколько нанимателей. По сравнению с началом 2010 года их количество уменьшилось на 581 квартиру, или на 18,2%. В то же время количество квартир социального пользования увеличилось на 455, или на 17%, и составило 3 132 квартиры, служебных увеличилось на 33, или на 0,7%, и их количество составило 4 977.

В 2010 году в Минске насчитывалось 23,3 тыс. жилых домов. По сравнению с 2009 годом их увеличилось всего на 64 дома). Наибольшую часть жилых строений (без общежитий) составляют многоквартирные жилые дома (56,4%).

По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь жилых домов, находящихся в ветхом состоянии, уменьшилась по сравнению с данными на 1 января 2010 года, на 1584 кв.метра и составила 25,2 тыс.кв.метров. В то же время общая площадь жилых домов, находящихся в аварийном состоянии, осталась на прежнем уровне - 2432 кв.метров. Однако количество граждан, проживающих в таких домах, уменьшилось: в прошлом году их число составило 1 635 человек, в текущем - 1 418.

NB.BY
Марина СИРОТКО.
04.07.2011


Вернуться в «Недвижимость в кредит; ипотека; лизинг; стройсбережения; жилищные облигации»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Rambler's Top100 Rambler'sTop100 Рейтинг агентств недвижимости портала Realt.by