Сообщение Toto (Admin) » Пт ноя 21, 2008 10:22 am
РАБОТОДАТЕЛЬ ДАСТ ВЗАЙМЫ, НО НЕ ВСЕМ
Правительство разрешило организациям предоставлять займы работникам-очередникам на покупку жилых помещений у физических лиц. Такая норма предусмотрена в постановлении Совета Министров №739, утвердившем новое положение о порядке и условиях предоставления организациями своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.
До принятия указанного постановления займы можно было выдавать на приобретение жилья только у юридических лиц. Теперь же работодатель, являясь юридическим лицом, может выдать своему работнику заем на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи, заключенному с физическим лицом.
При этом организации получили право самостоятельно выбирать, в каком банке открыть счет для работника, которому предоставлен заем на приобретение жилья. Главное, чтобы этот банк находился в Беларуси.
По новым правилам займы будут выдаваться в порядке очередности и при условии, что получатель займа часть приобретаемой квартиры оплачивает собственными деньгами. Кроме того, будет учитываться платежеспособность претендента на получение займа, поскольку заем может предоставляться только на платной основе. А если платежеспособность работника окажется недостаточной, то во внимание могут приниматься доходы платежеспособных членов семьи.
Вероятно, на практике все будет происходить примерно так. К примеру, если на получение помощи от предприятия будут претендовать два работника, то первым получит ее тот, кто раньше принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но это в том случае, если оба они платежеспособны, в том числе с учетом доходов родственников. Работник же, который не сможет доказать работодателю, что он в состоянии вернуть долг, не сможет получить заем, даже если он в два раза дольше находится на квартирном учете, чем платежеспособный претендент.
К тому же, по новым правилам заем может предоставляться только из прибыли организации. Он выдается под поручительство платежеспособных физических лиц и (или) под залог имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Оценивать принятые правила с точки зрения позитивности и негативности довольно сложно. С одной стороны, он существенно расширяет доступ бесквартирных граждан, в том числе молодых семей, к жилью и предоставляет организациям механизм для решения кадровых вопросов. В этой связи он хорошо дополняет принятый в мае текущего года указ №277, который предоставил организациям больше возможностей по обеспечению жильем своих работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Теперь организации могут выступать в роли заказчиков жилья, строящегося с государственной поддержкой.
Напомним, что с 2006 года заказчиками строительства жилья с господдержкой могли быть только единые государственные заказчики - управления капитального строительства, созданные при местных органах власти (УКСы). Теперь же, после принятия указа №277 местные власти смогут передавать функции заказчиков строительства жилых домов для очередников иным организациям, в первую очередь крупным госпредприятиям, располагающим необходимыми финансовыми средствами, - таким как МАЗ, МТЗ, Горизонт, Белорусская железная дорога и другие. То есть можно сказать, что указ в сочетании с постановлением правительства - в какой-то степени возврат к старым добрым временам, когда основную массу жилья для рабочего класса строили крупные предприятия, включая строительные организации (тресты, домостроительные комбинаты и т.д.), с той лишь разницей, что это жилье, которые они возводили для своих работников-очередников, они ставили на баланс и содержали.
Что не совсем понятно, так это то, зачем сегодня плодить количество заказчиков строительства жилья с господдержкой. Не проще ли было бы увеличить штатный состав тех же УКСов? Ведь от увеличения числа заказчиков численность строительных организаций не увеличится. Строить-то будут все те же организации, что и раньше, когда единым заказчиком был УКС. Только посредников и счетов станет больше. Ну и, конечно же, работы проверяющим прибавится. Ведь новые правила предоставления займов создают благоприятную почву для различного рода махинаций и злоупотреблений как со стороны тех, кто будет принимать решения о предоставлении займа, так и со стороны тех, кто их будет получать.
Кстати, заметим, что согласно постановлению № 739 госорганизации и хозобщества с долей государства в уставных фондах будут предоставлять займы своим работникам-очередникам с учетом норм Указа № 296 от 5 мая 2006 года. Указ в свою очередь обязывает организации с долей госсобственности согласовывать договоры займа с госорганами, в подчинении которых они находятся. То есть решение о том, может ли, к примеру, такое-то полугосударственное ОАО предоставить заем такому-то работнику, будет принимать чиновник в каком-нибудь ведомстве.
Опять же, вместо того чтобы направлять прибыль на развитие предприятия, на повышение производительности труда и соответственно рост заработной платы всех работников, она пойдет на обеспечение жильем тех, кто окажется ближе к "кормушке".
Кстати, в правилах предоставления займа есть еще несколько интересных моментов. Организации смогут сами устанавливать процентную ставку по договору займа, а также сроки возврата выделенных средств. Проценты по договору займа могут быть фиксированными или регулируемыми. То есть, по сути, речь идет о займах, которые будут предоставляться почти на таких же условиях, как и банковские кредиты, но небанковскими организациями.
К тому же, как было уже сказано, займы могут предоставляться под залог имущества, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
Марина СИРОТКО.
Недвижимость Белоруссии
2 июня 2008