Покупка или продажа жилья - дело хлопотное, беспокойное, а порой и накладное.
Но только не в случае, если вы выбрали достойное агентство недвижимости. Как же оценить уровень, опыт, добросовестность и реальную стоимость услуг риэлтерской компании?
Этот и другие вопросы «Ежедневник» адресовал Игорю МЕРКУЛОВУ, директору агентства недвижимости «Квадратный метр».
- Игорь Алексеевич, для начала несколько слов о вашей компании.
- Компания наша работает с 1999-го года. Думаю, на сегодняшний день мы железно входим в тройку лидеров на рынке недвижимости, а в некоторых аспектах эту тройку возглавляем. В частности, компания «Квадратный метр» имеет на сегодняшний день наибольшее количество аттестованных Министерством юстиции специалистов – у нас их больше, чем в любом другом агентства страны. Кроме того, в настоящее время количество рекламируемых нами объектов – а речь идет об объектах, хозяева которых доверили нам организацию их продажи – больше, чем у любой другой белорусской компании по недвижимости.
- Понятно, что покупка-продажа квартиры – процесс и физически, и юридически сложный. Однако некоторые люди все же стремятся сэкономить на услугах агентства недвижимости и пытаются все организовать самостоятельно…
- В принципе, таких людей уже немного. Статистика говорит о том, что порядка 90 % продаж на этом рынке совершается через агентства. Без помощи агентства физическому лицу трудно эффективно организовать рекламу, правильно реагировать на звонки агентов, учесть все правовые аспекты, организовать расчет с покупателем. Перед человеком встает слишком много вопросов, которые лучше адресовать профессионалам.
У агентств гораздо больше возможностей найти вам покупателя. Люди, которые думают, что, раз подав объявление о продаже в интернет, они тут же получат массу предложений от потенциальных инвесторов и обойдутся без агентства, очень серьезно заблуждаются. За покупателя сегодня надо бороться. Его надо искать, задействуя все средства. Именно сегодня, в условиях свёртывания программ кредитования, это особенно актуально. Так вот, даже крупное агентство, располагающее неизмеримо более высокими возможностями по поиску такого покупателя, порой тратит несколько месяцев на то, чтобы его найти. Что уж говорить о физических лицах… Это очень проблемный рынок. Огромной удачей является ситуация, когда вы разместили объявление в интернете, и вам тут же позвонил человек с мешком денег. Но такое бывает крайне редко.
- Но бывает?
- Бывает. Но чаще бывает так: человек размещает в интернете свое объявлении и на него обрушивается шквал звонков от агентов.
- От ваших?
- И от наших. От всех. Все звонят и предлагают свои услуги. Полагаю, человека, который рассчитывал не на это, подобная ситуация должна утомлять. Тем более, что сходу агенты, как правило, не могут предложить таким продавцам реальных покупателей – редкие исключения бывают, если агент только что работал с похожей заявкой по этому району и у него остались контакты заинтересованных в покупке лиц.
- Игорь Алексеевич, так на что нужно ориентироваться человеку, решившему обратиться в агентство недвижимости?
- Для начала купите газету или просто зайдите на тройку-четверку тематических сайтов, посмотрите, кто вообще на этом рынке играет, какие компании. Определите пять-шесть наиболее достойных и звоните им.
- А как понять, что они «достойные»? По объему рекламы?
- Не только. Звоните, попросите проконсультировать, послушайте, как с вами будут общаться. Те, что на этом этапе вам не понравятся, вычеркивайте. Это –это как с выбором корабля. Плывите на том, который вам понравился.
- Так, а если я хочу без корабля?
- Пожалуйста. Можете плыть в своей персональной лодке. Но так Вы существенно сузите собственные возможности. Вот простой пример: наш сайт ежедневно посещают около тысячи уникальных пользователей. И если Вы к нам на корабль сели, они увидят вашу квартиру, а если нет – нет. И это…
- Я понял!
- И это только один из примеров!.. Понимаете, просто надо осознать то количество плюсов, который Вам дает продажа через агентство. Это и объем рекламы, и ее вид – мы сейчас делаем трехмерные планировки, видеотуры, это и аспекты безопасности, и советы по продаже, это и сбор документов, это и фильтрация звонков, это помощь в переговорах, согласовании сроков, цены…
- Игорь Алексеевич, но ведь есть и существенный минус…
- Какой?
- Стоимость ваших услуг. Не каждый человек может позволить себе отдать в агентство кровную тысячу долларов!
- Ну, во-первых, мы сейчас делаем всё, чтобы люди могли компенсировать эти затраты. У нас работает программа «Дисконт-партнёр», по которой дружественные компании, с которыми у «Квадратного метра» заключены договора, при обращении к ним наших клиентов дают скидки на свои товары и услуги. И размер скидки существенный – речь идет о 10-ти процентах.
- А можно подробнее об этой программе?
- Пожалуйста. Жилищный вопрос – вопрос комплексный. Вот вы переезжаете, да? – возможно, вам понадобятся услуги по перевозке мебели, возможно, вам понадобится сама мебель, или ремонт, или стеклопакеты, или сантехника, двери, не знаю… И вот вы обращаетесь к нашим партнерам и предоставляете им выданную нами именную дисконтную карту. Это дает Вам возможность сэкономить существенную сумму.
- И как давно вы балуете своих клиентов такими предложениями?
- Программу запустили год назад, на одном из наших отделений – это было отделение «АКАДЕМИЧЕСКОЕ», руководители которого явились инициаторами проекта. Позже к проекту подключилось отделение «МОСКОВСКОЕ», а сейчас в ней участвуют и другие отделения, а также наше второе агентство «Квадратный метр плюс».
- А сколько компаний участвуют в этой программе?
- На сегодняшний день их двенадцать, но в ближайшее время их количество будет расти. Сейчас происходит переформатирование программы, она теперь будет называться «Давайте жить лучше» - это наш старый девиз, и в новом формате будут представлены не только компании-смежники, но и другие: т.е. спектр предложений для клиентов будет расширяться, а значит, будут расширяться их возможности.
- Понятно. А вот вы упомянули об отделениях. Я так понял, у вас – в отличие от большинства агентств – не один офис.
- У нас несколько офисов по городу, плюс отделение в Борисове, а сейчас будет открываться отделение в Гродно. Что касается столицы, то за прошедший 2011-й год мы смогли открыть три новых отделения: это «СУРГАНОВСКОЕ», «АКАДЕМИЧЕСКОЕ» и «МОСКОВСКОЕ», т.е. компания демонстрирует очень хорошую динамику развития.
- Я знаю, что у вас в компании действует целый корпоративный университет, если можно так выразиться, где проводится обучение сотрудников…
- Да, но позвольте я все-таки сначала поставлю точку в вопросе о стоимости услуги. То, что вы назвали минусом.
- Конечно-конечно.
- Просто мне не хотелось бы, чтобы у посетителей вашего сайта осталось впечатление, что я ушел от вопроса. Я уже частично ответил на него, когда перечислял плюсы работы через агентство – а это реальная экономия собственного времени, собственных возможностей и своих нервов. Но это не всё. Основной момент, и основной плюс от сотрудничества с агентством – если это сильное агентство, где работают сильные профессиональные люди – это возможность продать свою квартиру с минимальными потерями. Если клиент прислушивается к нашим рекомендациям, мы сможем помочь ему в этом. Ведь как действует человек, продающий квартиру самостоятельно? – он выставляет заоблачную цену и ждет, что ему повезет. Потом он начинает потихоньку снижать цену, а время идет, заметьте. Потом он снова снижает ее, потому что его объект уже примелькался на рынке и никому не интересен. И в итоге он получает совершенно не ту сумму, на которую рассчитывал изначально. Работа с хорошим агентом – в том случае, если клиент прислушивается к его рекомендациям – позволяет избежать подобного сценария. А вот теперь можно и о корпоративном университете.
- Итак… С чего все началось?
- Это началось в 2003-м году, когда в компанию пришла Ольга Валерьевна Максимова, известный на нашем рынке специалист, ныне работающий в Москве. Именно она начала работать с неподготовленными людьми, проводя обучение в течение месяца. Многие из тех, кого она научила азам нашего непростого ремесла, работают в компании и по сей день.
А в 2004-м году процесс обучения взял на себя Александр Эдуардович Зеневич, человек, тоже известный на нашем рынке – работающий с 1993-го года, долгое время проработавший в Институте недвижимости и оценки, теоретически подкованный, грамотный специалист, который вывел обучение в компании на новый виток, за что я ему очень благодарен.
- А как обстоят дела сейчас?
- Как я уже и сказал, в 2011-м компания начала расширяться, что потребовало новых подходов к воспитанию и обучению сотрудников. Поэтому год назад в нашу компанию пришли два специалиста – это Горощеня Александр Сергеевич и Хомиченок Андрей Сергеевич.
Горощеню Александра Сергеевича я знаю лично очень давно – это практик с огромным опытом работы, кроме того, постоянно совершенствующийся, не пропускающий практически ни одного семинара по искусству переговоров, общению с клиентами – будь то наши, белорусские семинары, или занятия, которые проводятся российскими бизнес-тренерами – именно он, в тандеме с Хомиченком, прекрасным специалистом-практиком в области продаж, поставил процесс обучения в компании на постоянную основу, когда поток стажеров идет постоянно, когда заключаются соглашения о партнерстве с ВУЗами – о последипломной подготовке студентов, об их трудоустройстве в компании.
Если раньше речь шла о группах по 5-6 человек, то сейчас на обучение приходят по 20-30 человек. Это несомненная заслуга Александра Сергеевича и Андрея Сергеевича. Кстати, они – а с ними еще четыре сотрудника нашей компании – недавно прошли курсы бизнес-тренеров, получили международные сертификаты, так что сейчас мы являемся единственным в республике агентством, где обучение проводится людьми, чья квалификация, как тренеров, подтверждена документально.
- А на что похожа эта программа?
- У нас есть несколько программ для сотрудников. Основной курс для тех, кто приходит в профессию, называется «Суперагент» - сейчас его продолжительность три недели. Есть второй этап обучения – он называется «Мастерская продаж», это трехдневный интенсивный курс. Есть программа для руководителей, она называется «Лидер и его команда» и проводится в течение трех дней. Каждый этап заканчивается аттестацией с довольно жесткими требованиями. Думаю, не будет преувеличением сказать, что на базе компании – а сейчас эта программа работает по всем отделениям – создана целая школа профессионального мастерства, профессионального роста.
- И каковы результаты?
- Результаты таковы, что за год компания приросла новыми специалистами – думаю, уместно говорить о цифре в тридцать человек, и это – очень хорошая динамика для нашего рынка, бич которого – текучка кадров. Радостно то, что у нас она сведена к минимуму – именно в силу того, что люди чувствуют, что в них заинтересованы, что им всегда придут на помощь и поддержат любую их инициативу. Я разговаривал с ребятами, которые работают недавно, и был рад тому, что людям нравится не только их работа, но и общая атмосфера в коллективе, и отношение к ним руководителей.
- Последний вопрос будет традиционным – каковы планы на год Дракона?
- Мы рассчитываем, что предсказания майя не сбудутся, и все будет хорошо. А если серьезно, то планов много: будут осваиваться новые направления – возможно, это будут услуги по управлению коммерческой недвижимостью, как я уже и говорил, есть задумки по открытию новых отделений, вообще есть желание вывести компанию на новый качественный уровень – все-таки наш рынок отличается некоторой инертностью, и радует то, что мы от нее уходим.